• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Энциклопедии Древней Руси

В наши дни существует огромное количество словарей. Даже наука такая есть — лексикография, которая занимается вопросами составления словарей и их изучения. Словари делят условно на две большие группы: энциклопедические и лингвистические. Первые объясняют явления и предметы, включают сведения о различных событиях, вторые объясняют сами слова, толкуют их значение. Можно назвать толковые, областные, исторические, этимологические, словообразовательные, фразеологические словари — и так далее, список длинный. А когда на Руси появились первые подобные письменные памятники?

Филологи отвечают: в конце ХIII века. Они представляли собой небольшие списки непонятных слов, встречавшихся в рукописях того времени, с толкованием этих слов. В ХVI веке такие словари начали составлять по алфавиту, вследствие чего они получили название «азбуковников». Первый «азбуковник», как считается, был составлен в Троице–Сергиевой лавре во времена Ивана Грозного и содержал около двух тысяч статей, второй насчитывал уже пять тысяч, третий — более шести тысяч статей. «Азбуковники» — удивительные памятники, их можно назвать своеобразными энциклопедиями Древней Руси.

Почти всё, что касается состояния грамотности в допетровской Руси, можно подвергать сомнению. Многие исследователи уверены, что письменность в ту эпоху обслуживала исключительно религиозные интересы. Грамоту разумели монахи, некоторые князья и редкие самородки. Как с этим мнением уживаются новгородские берестяные грамоты — трудно сказать, но правильных в нашем понимании школ в Древней Руси действительно вроде не было.

Первый московский букварь — Василия Бурцова — появился лишь в 1634 году, да и был простой перепечаткой виленского издания 1621 года. Однако «азбуковники», хотя и составлялись грамотными монахами, нельзя отнести к религиозной литературе. Они входили в круг домашнего чтения, в них были представлены солидные сведения о грамматике, давалось представление о медицине, музыке, геометрии, астрономии, были ссылки на Плиния, Авиценну, Альберта Великого.

Конечно, не следует преувеличивать свежесть знаний, приведенных в тех московских изданиях. Знания были, по правде говоря, не первой свежести. Ведь анонимные авторы этих древнерусских сборников выполняли идеологическую задачу — поддержать пошатнувшуюся русскую старину. А пошатнулась она отчасти потому, что через Киев и Польшу в Россию пошёл поток католической литературы, появилось большое количество апокрифов. Самые невероятные истории православный народ доверчиво признавал за истину. Опровергнуть выдумку часто было некому. В этом смысле представляют особый интерес труды Максима Грека, который подвижнически выполнял просветительскую миссию. Возможно, первый «Азбуковник» обязан своим рождением именно этому богослову и философу: он скончался в 1555 году в Троице–Сергиевой лавре, где и был создан первый известный нам «Азбуковник».

Вот несколько примеров из этого древнерусского памятника светской литературы.

Воня — нюхание или запах.

Гиганты — человеци, иже телом велми велики и силны, еже есть волоты, якоже волот бе Голияф, егоже царь Давид порази.

Гроздие — гроздием ягоды винныя наричет, еже есть изюм, а не яблока, якоже нецыи мнят.

Лицемерие — еже кто пред человекы творится духовен, а втайне творит злая, или со другом языком глаголет та, а в сердцы имат иная.

Мусикия — сопелное свиряние или гудение.

Пажить — по чювственому пажить толкуется поле злачно, рекше травное, а по духовному пажить толкуется святая церковь, исполнена живоноснаго закона духовных словес.

Фуртуна — звездное колесо, им же безумнии звездочетцы мнятся угадывати счастия человеческая.

Вот так забавно писали чуть менее пятисот лет тому назад — чисто по–русски…

словазапахКиевцерковьзнанияпервыйкруг


129 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования