• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Нарды-2

Интеллигентные игры для двоих

Неделю назад я рассказал вкратце историю этого древнего развлечения  и правила игры в короткие нарды. Сегодня представлю вам ещё десять вариантов игры на доске с двенадцатью линиями. Среди них особняком, конечно, стоят длинные нарды, ибо это одна из наиболее популярных разновидностей этой замечательной игры.

 

Нарды длинные (Trictrac, жакет)

 

Все 15 фишек каждого из соперников располагаются на «базе» или «голове» - первой линии верхней правой четверти доски (на фото). Цель игры - перевести все свои фишки в свой «дом» в правой нижней четверти доски, передвигая их против часовой стрелки согласно показаниям зар, и выставить их с доски. Некоторым нравится располагать фишки в левых четвертях доски – в этом случае движение фишек будет, естественно, по часовой стрелке.

 

Для определения заходчика соперники бросают по одному игральному кубику. Выбросившему большее количество очков, как говорится, и кости в руки.  

 

За один ход нельзя одновременно ходить двумя фишками с базы, даже если выброшен куш (одинаковое число очков на обоих кубиках). Куш даёт право сходить четыре раза выброшенное количество очков на одном кубике. Исключение составляют дубли 3-3, 4-4 и 6-6 ТОЛЬКО ПРИ ПЕРВОМ ХОДЕ. В этих трёх случаях разрешается снять с головы две шашки.

 

Как и в коротких нардах, ходить можно либо одной шашкой на суммарное количество выпавших очков, либо двумя шашками (а при куше – тремя или четырьмя). Линия считается занятой соперником, если на ней помещается хотя бы одна его фишка, причём он может располагать на этой линии любое их количество. Вам же на это поле доступа нет. Причём нельзя также сделать суммарный ход в том случае, если обе линии, требуемые для совершения этого хода, заняты фишками противника.

 

Игрок обязан по возможности использовать обе цифры, выпавшие на зарах, даже когда это ему невыгодно. В том случае, если игрок делает ход, приводящий к невозможности использовать вторую цифру на зарах, его соперник может подсказать ему возможность сделать полный ход. В таком случае фишка, использованная для неполного хода, возвращается на место, и делается полный ход.

 

Игрок может перекрыть шесть или более линий подряд только в том случае, если впереди по ходу движения есть хотя бы одна фишка соперника.

 

Как только удалось перевести все фишки в свой дом, игрок получает право выставлять их с доски согласно выпавшим на зарах очкам: одному соответствует первая линия от края доски в «доме», два - следующая и т. д. Если все фишки с высокого номинала сняты, игрок должен выставлять фишки с ближайшего более низкого номинала. Если же фишек нет на какой-либо из линий, но есть на более крупных линиях, то следует ходить выпавшее на зарах число, а не снимать с доски.

 

Выигрывает тот, кому удастся первым выставить все свои фишки с доски. При этом не учитывается, чей был первый ход. Определение стоимости победы производится так же, как и в коротких нардах (см. прошлый номер «ДО»). Я их просто напомню.

 

Первый вариант – более простой. Если противнику удалось завести все свои фишки в дом, когда вы сняли последнюю, то вы получаете одно очко. Хотя бы одна фишка не заведена – два очка (марс).

 

Второй вариант. Сняв последнюю шашку, вы, естественно, выиграли. Если противнику при этом удалось снять с доски хотя бы одну свою, ваш выигрыш - одно очко. Если соперник завёл всех в дом, но не выставил ни одной из своих фишек, такая ситуация называется «домашний марс» - за неё считается два очка. Если же противник не успел завести фишки в свой дом, ваш выигрыш составит уже три победных очка (марс).

 

Нарушения правил:

 

Если один из кубиков вылетел при броске за борт или остановился на одной из фишек, или залетел на бортик доски, игрок обязан бросить зары по новой.

 

Взявшись за фишку, игрок обязан сделать ей возможный ход. Если он хочет поправить её, то должен предупредить об этом соперника.

 

Голландский триктрак

 

Принципиальное отличие – нет начальной расстановки. Да, собственно, вообще шашек на поле нет, все 15 чёрных и белых находятся за бортом. До начала игры надо бы определить первого заходчика, а также - кто откуда идёт, ибо один гонит свои шашки по часовой стрелке, другой – супротив, ему навстречу.

 

Все фишки выводятся в верхней от игрока четверти, для одного из них это будет правая, для другого, соответственно, левая.

 

Для начала надо вывести все свои шашки в игру, и только тогда уже можно делать ход любой своей на «поляне».

 

Все остальные правила идентичны коротким нардам, о которых я рассказал в прошлом номере.

 

Этот вариант любопытен тем, что опосля дебюта возникают как бы две колонны друг против друга. Преимущество получает тот, кто глубже внедрится в стан врага своими построениями.

 

Турецкий триктрак

 

Расстановка следующая: пять фишек одного из игроков располагаются на крайней линии в верхней правой четверти доски, ещё шесть – также на крайней линии левой нижней четверти. Гнать их всех надо против часовой стрелки в свой «дом» в правой нижней четверти доски. Для противника расстановка симметрична, он гонит, соответственно, по часовой стрелке.

 

Ещё одно принципиальное отличие – игра ведётся пятью кубиками, дубли не считаются.

Остальные правила идентичны коротким нардам.

 

Русский триктрак

 

Всё как у классиков: бессмысленно и беспощадно, чисто по-русски. Битва начинается прямо у стен «дома», ибо и белые, и чёрные (по 15 фишек) начинают игру с борта в ОДНОМ «доме». Для кого-то из игроков это будет правая верхняя четверть, для его соперника – левая нижняя. Идут все, стало быть, тоже в ОДНОМ направлении в противоположный «дом», попутно безжалостно «пожирая» друг друга. Напомню, что «съесть» можно любую одинокую шашку на линии, а вот к двум уже не подступишься. Все прочие правила аналогичны обычному триктраку.

 

Слегка затянутая, конечно, получается партия, но захватывающая – борьба ведётся до самого конца, ибо толкотня фишек-то вместе со срубом будет и при выносе шашек с доски!

 

Единичка-двоечка

 

Тот же голландский триктрак с единственным дополнением. Когда выпадает 1-2, игрок делает этот ход, а затем имеет право на дополнительный бросок костей. Пожалуй, этот вариант слегка делает слаще пилюлю самого неудачного выброса в игре.

 

Змей или американка

 

Американский вариант жакета. Перед началом игры надо бы загадать, кто какими шашками играет, ибо расстановка у чёрных и белых различная. Белые располагаются по две шашки на три первые линии в правой верхней четверти от игрока – это, между прочим, «дом» чёрных, они сюда будут заводить свои фишки, чтобы потом выставлять их с доски. А остальные девять белых шашек выводятся в эту же четверть с борта. Причём пока они не введены в игру, прочими ходить нельзя. Завести их надо в свой «дом», пройдя круг до правой нижней четверти, и отсюда уже выводить.

 

Играющий чёрными расставляет свои шашки в нижней правой четверти от себя: две на четвёртой линии от края, пять – на третьей, три – на второй и последние пять – на первой.

 

Ходят белые. Всё движение – против часовой стрелки.

 

Естественно, по расстановке преимущество сразу получают чёрные, поэтому выигрыш белых оценивается как три к одному против чёрных.

 

Белым тоже нужно сделать круг на игровом поле и собраться в своём доме - в правой нижней четверти.

 

В процессе игры можно запирать шашки противника, т. е. стараться выстроить на их пути цепочку из шести шашек.

 

Естественно, для определения победителя надо играть чётное число партий, меняясь расстановками.

 

Матадор

 

Разновидность жакета (длинных нардов). Все правила жакета в силе. Единственная особенность – чудовищное преимущество, которое получает игрок, выбросивший на зарах 4-3. Это сочетание и называется матадором. После того как вы получили на доске этот счастливый вариант, делаете сначала ход в соответствии с выпавшими цифрами. Затем выбираете по ситуации любой дубль, который вам по нраву (хоть 6-6, хоть 1-1) и делаете ещё ход в соответствии с этим выбранным дублем. Но и это не всё – вы бросаете кости ещё раз! Неплохо, да?

 

Тбилисские нарды или хачапури

 

Ещё одна разновидность жакета. Отличие в расстановке. У каждого игрока четыре шашки располагаются на первой (крайней) линии в правой верхней четверти доски, остальные 11 – на шестой линии (ближней к центру) в правой нижней четверти. Движение происходит против часовой стрелки, дом у каждого в правой нижней четверти от себя.

Ещё одно отличие от длинных нардов в том, что с «головы» можно за один ход снимать любое количество фишек. Всё остальное – как в жакете.

 

Нарды длинные со срубом

 

Единственное дополнение к общим правилам – одиночную шашку можно «съедать», отправляя её опять к началу пути. Нельзя делать ход, пока не выставлена эта фишка.

 

Гюльбар

 

Два дополнения к общим правилам жакета. Если один из игроков не может выполнить полный ход, то есть использовать очки, выпавшие на зарах, его соперник должен сделать это за него. При выбрасывании дубля (куша) после выполненных четырёх ходов игрок бросает зары ещё раз, два, три – ну пока не выпадет что-то попроще, не куш. Но если «кушисту» некуда сходить, его соперник, опять же, завершает ход, да вдобавок ещё и зары отбирает…

правила игрыкругфишкапервыйдвижениеместонарушенияфотоМарсиградомаочкиборьбаразвлеченияномербелыеТО4ОТ и ДОдомкостиигрыправиларуки


413 просмотров
Алексей СУХАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования