• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Откуда взялся пул (Pool) и правила нескольких игр в него

Согласитесь, это очень демократичная игра. Относительно маленькие шары и огромные по сравнению с ними лузы создают иллюзию того, что любой начинающий, включая женщин и детей, может запросто накатать столько, сколько душа пожелает. Это действительно иллюзия, но тем не менее налицо простота по сравнению с тем же бильярдом, где лузы чуть больше шаров. Такую игру могли изобрести только американцы. Собственно, её и называют американским лузным бильярдом.

Происхождение и название

Американцы как обычно использовали европейские наработки, но в результате симбиоза многих составляющих получили на выходе отличный продукт. Существует даже точный год рождения пула – 1857. И автор: Майкл Фелан. Именно этот американец ирландского происхождения получил патент на изобретение лузы нового типа. Стол изобретать не надо было – он уже был, хотя размеры его в разных странах, городах, клубах были в то время всякие. Но лузы у всех были на английский манер с закруглёнными губами. Фелан сделал срез прямоугольным – вот и всё гениальное изобретение...

Само слово «pool» в буквальном переводе с английского значит «лужа», ну или в лучшем случае – бассейн, что никак не вяжется ни со столом, ни с лузами. А дело в том, что название пошло от французского «poule», что переводится как банк, ставка. Во всяком случае, уже ближе к игре. Изначально оно не имело никакого отношения к американскому лузному бильярду. Просто обычно в XIX веке бильярдные столы устанавливали в тех местах, где принимали ставки. На ипподромах в частности - чтобы честному народу было не скучно между забегами. Выпил в баре рюмочку чего-нибудь крепкого или кружку пивка, взял кий...

Такие помещения называли «pool room». Дословно – помещение, где принимают ставки (французский вариант poule сохранил лишь близкое произношение, написание же видоизменилось на более привычное глазу американцев). А поскольку катание шаров из развлечения сопутствующего очень скоро стало самостоятельным, столы стали размещать в клубах и барах, «room» за ненадобностью из названия выпало, переделанная на английский манер французская "ставка" осталась...

Оборудование

Столы для пула бывают от семи до девяти футов. Есть и шестифутовые, но это для детей. Профессиональные столы - только девятифутовые, на них проводят соревнования. Остальные - для дома, клубов, баров. При выборе размера стола руководствуйтесь размером комнаты, где он будет стоять. Минимальные рекомендуемые размеры следующие:

Хороший профессиональный стол стоит порядка 150-200 тысяч рублей и выше, любительский на камне – от 50 до 100 тысяч.
Сукно представляет собой ненаправленную бильярдную ткань без ворса, которая не сваливается и не образует ворсинок и состоит из вычесанной шерсти (не менее чем на 85%) и нейлона (не более 15%). Предпочтительнее - из 100% вычесанного шерстяного полотна.
Длина кия должна быть не менее метра (40 дюймов). Максимум — не ограничен. Максимальный вес его не должен превышать 708,75 грамма. Максимальный диаметр наклейки не должен превышать 14 мм.
Современные шары изготовлены из фенолиновой синтетической пластмассы и имеют в диаметре 5,715 см ± 0,127 мм. Вес шара должен быть в пределах от 156 до 170 граммов.
Самая распространённая и простая игра в пул - Восьмёрка, но есть и другие, о которых расскажу чуть ниже. Сначала - о Восьмёрке.

Восьмёрка

ЦЕЛЬ ИГРЫ – забить восьмой (чёрный) шар опосля того как аккуратно или не очень положены в лузы семь предыдущих правильных шаров. Для одного игрока правильными являются сплошные шары, для другого – полосатые. Все удары наносятся кием по битку – белому шару. А белым надо обязательно первым касанием попасть по правильному шару.

ПОСТРОЕНИЕ ПИРАМИДЫ. Игровое поле стола делится тремя условными линиями. Первая из них условно проходит ровно между центральными лузами и делит стол пополам. Две прочие делят две эти половинки ещё пополам. Обычно по длинному борту на стандартном столе расположены заклёпки, по средним из них на каждой половине легко можно провести ещё две условные линии. Дальняя зона от кармана, куда скатываются забитые шары, называется «дом». Биток для начального удара можно установить в любой точке «дома». Пирамиду надо расположить с помощью треугольника в противоположной половине стола так, чтобы передний шар был аккурат в центре третьей условной линии.

Шары в пирамиде расставляются произвольно, но чёрный обязательно вставляется в середину третьей линии, а по углам – сплошной и полосатый шары.

ИГРА. Определите разбивающего жребием - и в путь! Первый удар надо произвести, как уже сказано выше, из «дома». Будет здорово, если при этом не менее двух шаров из пирамиды коснутся бортов. В противном случае всю слегка нудную начальную процедуру придётся повторять, ибо так слабо начинать не принято. Вообще, честно говоря, выгоднее ударить по битку сильно, чтобы разбить пирамиду на мелкие части и постараться при этом загнать какого-нибудь «придурка» - лузы-то большие, а шары лёгкие, разлетаются махом. Больше трёх не видел, чтобы забивали, но по три – неоднократно, да и сам попадал…

Если ни один из шаров не лёг в лузу, удар переходит к сопернику. Он вправе попадать битком по любому шару, окромя чёрного, но только должен заказать, какой шар он играет в какую лузу. Если удар очевиден, говорить не обязательно, важно, чтобы эту очевидность соперник потом не подверг сомнению. Зачем вам ненужные споры?

Если с разбивки удалось вогнать хотя бы один шар, ход сохраняет разбивающий. Стол по-прежнему считается «открытым», то есть забивать можно хоть сплошной, хоть полосатый, несмотря на тот или те, которые залетели. Про заказ не забыли? Если шар не явный, расскажите сопернику, в какой именно лузе вам бы хотелось его видеть.

Положивший в лузу первый заказанный шар с игры (не с разбивки) в дальнейшем должен забивать именно такие шары (сплошные или полосатые), его оппоненту достаются оставшиеся. Не обязательно битком попасть сразу именно в тот шар, который вы обязались загнать в лузу, можно положить его карамболем (это когда бьёшь по одному шару – и уже им или битком от него забиваешь заказанный). Запомните главное - важно попасть сначала в свой шар, остальное не столь важно, если не выполнен заказ – ход просто перейдёт к сопернику.

ОКОНЧАНИЕ ПАРТИИ. Рано или поздно кто-то из двух первым положит все свои семь шаров – самое время приступить к заключительной фазе – загнать (обязательно предварительно заказав, куда именно!) чёрный шар. У отстающего задачка выплывет в этом случае посложнее – не только постараться тоже добраться до чёрного, но и, заказав какой-либо свой достаточно сложный «недобитый» шар, не выкатить биток под удобный удар своему более удачливому на данный момент сопернику.

Страшно грубая ошибка (просто смертельная!) – забить чёрный шар раньше времени или не в ту лузу, в которую он был заказан. Такой конфуз просто сразу считается поражением. Если вы забили одновременно чёрный шар (даже правильно заказанный) и биток – это тоже поражение.

В том случае, если на столе остались лишь два шара, забитый биток - тоже проигрыш партии.

НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ. Ежели – всяко бывает – вы попали сначала в чужой шар, то это грубая ошибка. В этом случае ход не только переходит к сопернику, но тот ещё и получает право на удар с руки – то есть может взять биток в свои мозолистые руки и поставить его куда душа пожелает. А она вряд ли пожелает что-либо приятное для вас.

Ещё одна грубая ошибка – забить биток. Он достаётся из «кармана», куда пренепременно скатится, и ваш визави получает право на удар с руки. Прочие случайно забитые шары (хоть свои, хоть чужие) из «кармана» не достаются – умерла так умерла! Если вы сдуру вместо заказанного забили другой свой шар, то просто ход передаётся сопернику (не с руки!). А если загнали чужой, то вежливый оппонент скажет вам спасибо, менее вежливый – грубо усмехнётся, но сути это не изменит. Ошибкой сие не считается: забили вы при этом заказанный шар - продолжайте игру, не забили – бьёт соперник.

Нарушением правил считается слишком слабый удар, при котором ни один из шаров не вошёл в лузу и не задел борт (некоторые считают нарушением, если не задеты два борта, до игры решите, какой вариант выбрать). Или биток вовсе миновал все шары, не задев по пути ни одного. Соперник в обоих случаях получает удар с руки.

Стандартное нарушение для всех бильярдных игр – случайное касание любого шара на столе рукой, киём, одеждой. Наказание – удар с руки.

Если биток вылетел с игрового поля на пол или ещё куда, соперник просто получает удар с руки. При вылетевшем ином шаре – опять же удар с руки, а вылетевший шар надо бы выставить в точку, где была вершина пирамиды. Если это место занято, то «летуна» надо поставить вплотную к залезшему куда не надо шару в сторону заднего борта.

В международных правилах не сказано об этом нарушении по одной простой причине – в пуле вовсе не требуются сильные удары, это спокойная и вдумчивая игра. Но некоторые наши соотечественники, воспитанные на мощных движениях киём в русском бильярде («чтоб луза от забитого шара шмякнула!»), не сразу врубившись в новые условия, начинают хлестать от души и по малым и лёгким шарам, так что может и пригодиться выход из такой ситуации…

Обычно в любую игру в пул играют серию из нескольких партий – до пяти или семи побед.

Девятка

В игре используются биток (белый шар) и девять прицельных шаров с номерами от единицы до девяти. При каждом ударе биток всегда должен первым коснуться шара с наименьшим номером на столе. Если после этого какой-либо шар падает в лузу, игрок продолжает свою серию, если нет, право удара переходит к сопернику. Шары и лузы НЕ ЗАКАЗЫВАЮТСЯ. Если прицельный шар или иной, окромя битка и девятки, не упал в лузу, любой из шаров на столе должен коснуться борта. В этом случае удар считается правильным. Для победы надо забить девятку.
РАССТАНОВКА ШАРОВ - в форме ромба: 1-й шар - на третьей (задней) точке стола (если не забыли – там, где в восьмёрке располагалась вершина пирамиды), 9-й шар - в центре, остальные - в произвольном порядке.
РАЗБИВКА. Начальный удар производится с руки из любой точки «дома». Разбивка выполнена верно, если:
- вы первым касанием битка попали по первому шару (главное правило – всегда первым касанием надо играть шар с наименьшим номером на столе);

- при выполнении первого условия какой-либо шар падает в лузу или НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЁХ нумерованных шаров коснутся бортов.

Если при разбивке биток или любой иной шар выскакивает за борт, это считается нарушением. Соперник получает право на удар с руки (то есть может поставить биток в любую точку стола). Вылетевшие прицельные шары при этом на стол НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

Если при разбивке биток падает в лузу, соперник играет с руки. Если ни один шар не упал в лузу, но правила разбивки соблюдены, право удара переходит к сопернику.
ИГРА. В Девятке есть забавное правило: при выполнении удара, непосредственно следующего за начальным, игрок имеет право на пуш-аут. То есть биток можно киём переместить в более выгодное для следующего удара положение. И неплохо бы сопернику объявить при этом, что вы делаете пуш-аут, а то он не поймёт ваших лучших намерений и будет настаивать на штрафе.
После пуш-аута (он может быть только один в партии) ваш визави вправе принять ту позицию, которую вы ему обозначили, и продолжить партию ударом битком по шару с наименьшим номером, но вправе и не принять, а предложить продолжить вам… Отказаться нельзя согласно правилам.

НАРУШЕНИЯ. Все они караются переходом удара с руки к сопернику, прицельные неверно забитые шары не выставляются, кроме девятки. Она выставляется либо на третью точку, либо, если «свято место» занято иным шаром, как можно ближе к этой точке в сторону заднего борта. Некоторые считают забитый раньше времени девятый шар поражением. Об этом стоит договориться до начала игры.

Осталось перечислить нарушения:

- первое касание битка произошло с шаром, номер которого не является наименьшим на столе;

- после произведённого удара ни один из прицельных шаров не упал в лузу и ни один из них, включая биток, не коснулся борта;

- биток упал в лузу;

- любой шар вылетел со стола на пол или ещё куда с игрового поля. «Летун» при этом на стол не выставляется, если это не биток или не девятка. Биток используется соперником для игры с руки, а девятка выставляется в третью точку или максимально близко к ней в сторону заднего борта, если она занята;

- стандартное нарушение для всех бильярдных игр – случайное касание любого шара на столе рукой, кием, одеждой.

Но самое страшное именно в этой игре – три нарушения подряд. В этом случае в партии засчитывается поражение.

В одну лузу

Название говорит всё. Перед разбитием каждый игрок получает по жребию одну из двух угловых луз у заднего борта, в неё он и должен положить восемь любых шаров. Выигрывает тот, кто сделает это первым. Пятнадцать шаров расставляют в форме пирамиды. Номера и расцветка шаров значения не имеют.

Если наряду с правильно забитым шаром ещё один упал в лузу соперника, то он засчитывается в его пользу. Но вы продолжаете свою серию.

Если, опять же, наряду с правильно забитым шаром ещё один упал в одну из «ничейных» луз, то он выставляется в район третьей точки стола после окончания серии. Исключение составляет случай, когда упал последний нумерованный шар. Его выставляют сразу же, предоставляя тем самым возможность бьющему завершить свою серию или выиграть партию.

Важное значение имеет правильно выбранная тактика. Зачастую вместо удара по своей лузе целесообразнее откатить шары от лузы соперника.
Нарушения правил такие же, как в Девятке.

Особенностью этой игры является то, что кроме игры с руки соперником фол штрафуется и одним своим шаром, который выставляется на стол согласно общим правилам.

Ротация

В этой игре решающее значение имеют номера шаров, ибо цель - набрать 61 очко арифметической суммой номиналов забитых шаров. Всего очков 120 (пересчитайте, если не верите). Может возникнуть ситуация, при которой с последним забитым шаром сумма будет равная у обоих. В этом случае выигрывает тот, кто забил последний шар.

Игра ведётся одним шаром – битком. Причём каждый раз при ударе биток первым должен коснуться шара с наименьшим номером на столе. Не обязательно его забивать – сыграйте им по другому, более «весомому» шару так, чтобы залетел последний. Заказывать ничего не надо, забили «дурака» - и славненько, продолжайте серию.

Начальная расстановка в виде пирамиды: шар с первым номером ставится в третью точку, второй - в правый угол, третий - в левый, 15-й - в середину пирамиды. Остальные шары расставляются в произвольном порядке.

Разбивка считается верной, если хотя бы один шар упал в лузу, либо не менее четырёх нумерованных шаров коснулись бортов. Если этого не произошло, то соперник вправе принять текущую позицию или расставить пирамиду и начать игру заново.

Нарушения правил те же, что в Девятке. Но все неправильно забитые или вылетевшие шары выставляются. Три нарушения подряд - поражение.

Прямой пул (14-1 с продолжением)

Прямой пул - заказная игра. До удара необходимо заказать прицельный шар и лузу, в которую вы намерены его сыграть. Битком не обязательно попадать сразу в заказанный шар, важно его забить.

За каждый сыгранный заказанный шар игрок получает одно очко. Побеждает тот, кто первым наберёт заранее оговоренное число очков (например, 100 или 150). Если наряду с заказанным в лузы падают другие шары, все они засчитываются в пользу играющего. Если же заказанный шар не забит, то «левые» забитые шары выставляются на третью точку или, если место занято, в максимальной близости к ней в сторону ближнего короткого борта. Серия продолжается до промаха, нарушения или победы.

В начале игры 15 нумерованных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке, биток располагается в «доме». При выполнении разбивки игрок должен либо положить в заказанную лузу заказанный шар, либо довести до борта по крайней мере два нумерованных шара. Невыполнение этого правила влечёт за собой штраф в размере двух очков. Они добавляются к счёту соперника. После этого супротивник имеет право принять текущую позицию и произвести удар или же предложить нарушителю произвести разбивку заново. После разбивки каждый фол штрафуется одним очком.

Все нарушения правил и следующий за этим удар соперника с руки идентичны Девятке.

Когда на столе остаётся лишь один нумерованный шар, остальные расставляются заново в виде пирамиды, а место первого шара на третьей точке остаётся свободным. Игрок, забивший предыдущий шар, продолжает свою серию, причём биток остаётся на своём месте, в «дом» не переносится. Игрок может битком «работать» как с последним оставшимся от предыдущей пирамиды шаром, так и с новой пирамидой.
Бывает и так, что оба последних шара правильно забиты. В этом случае пирамида ставится заново, удар производится из «дома».
Если последний шар остановился на месте расстановки пирамиды, он становится её вершиной.
В том случае, когда на месте установки пирамиды остановился биток, его переносят в «дом» и играют оттуда.
Если биток остановился в месте установки пирамиды, а пятнадцатый шар — в «доме», то биток ставят на первую точку, а если она занята — на вторую (центральную).
За три нарушения подряд помимо трёх стандартных штрафных сопернику добавляется ещё 15 очков, пирамида ставится заново, нарушитель производит удар с руки из «дома».

ОшибкавесрукиправилатребуютсяигрыдомОТ и ДОТОслабый полштрафотношенияставкиномервыходнаказаниеразвлеченияпатентамериканцызаказизобретениенарушениедоманомераиграпростотабанкнарушенияместопервый9-дюймов5-дюймовправила игры


137 просмотров
Алексей СУХАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования