• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Лучшие карточные игры мира. Криббидж (Cribbage)

Название игры в разных источниках на великом и могучем мне встречалось и с одной «б», и с «е» в последнем слоге, но по-английски оно произносится именно так: «криббидж». В оригинале англичане хоть и пишут безударное «a» (отсюда, видимо, написание «е» и перекочевало как вариант), но произносят, тем не менее, «и» в безударном слоге. Поэтому всё же наиболее близким по звучанию к оригиналу (а именно таким оно должно быть в переводе), на мой взгляд, будет вынесенное в заголовок написание.

Само название произошло от слова crib – ларец. Собственно, сокращённо и сама игра так называется, а криб – это своеобычный прикуп, который создают оба соперника, но достаётся он только сдающему.

История донесла до нас даже имя того, кто придумал эту замечательную игру – редкий случай! В тридцатых годах XVII века игру сотворил некий британский поэт и рыцарь Сэр Джон Саклин (John Suckling). Он прожил достаточно бурную, но недолгую жизнь. Не будучи стеснённым в деньгах, получил прекрасное для того времени образование, баловался стихами и женщинами, ставил даже пьесы при дворе, заседал в парламенте. Чертовски любил перекинуться в картишки. Скуки ради взял и придумал к радости друзей криббидж. Но в 1642 как-то сдуру решил активно поиграть в политику, причём не на той стороне. И, спасаясь от петли, рванул в Париж. Где благополучно скончался от яда 33 лет от роду...

Но перейдём от личности к увековечившему его произведению. В одном из американских источников есть упоминание той игры, на которой основан криббидж – нодди, но следы предшественницы, увы, потерялись. А эта заслуженно стала одной из самых популярных в англоязычных странах, особенно в США, где в 1979 году был даже создан Американский конгресс криббиджа, усиленно пропагандировавший эту действительно неординарную игру. Если вы просто хотите перекинуться в картишки, не напрягая извилины, эта игра не для вас. В ином случае она доставит вам удовольствие, смею вас уверить.

ЧИСЛО ИГРАЮЩИХ - двое. Но есть варианты для троих и четверых. В конце повествования я о них расскажу.

КОЛОДА - 52 листа. Старшинство карт: К (старший), Д, В, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, Т. Короли, дамы и валеты (онеры) оцениваются по 10 очков, туз – 1, остальные карты (фоски) – согласно своему номиналу.

СДАЧА. Сдают по очереди. Существует три варианта игры: на пяти, шести и семи картах. Соответствующее число карт и сдаётся, начиная с соперника, по одной.

КРИБ. Каждый смотрит свои карты и две из них откладывает закрытыми в центр стола. Четыре карты, таким образом, образуют криб, который принадлежит сдающему, но показывается и используется он в самом конце кона.

СТАРТЕР. После формирования криба дилер даёт сопернику снять колоду и после этого открывает верхнюю карту. Это стартер, но до его использования мы дойдём после розыгрыша. Впрочем, если вскроется валет, то сдающий сразу запишет за него два очка.  

РОЗЫГРЫШ. Первый ход делает противник сдающего. Ему надлежит открыть на стол перед собой одну свою карту. Далее очередь выкладывать карту сдающему. Опять же, перед собой, смешивать их с картами соперника ни в коем случае не надо. Ну и так далее, пока карты не кончатся. Выкладывая, попутно каждый игрок стремится получить очки за комбинации. Я их перечислю:

- Пятнадцать. Добавление карты, благодаря которой в сумме получается 15, оценивается в два зачётных очка. Например, первым ходом был выложен король. Вы выкладываете пятёрку и громко объявляете: «Пятнадцать» и получаете заслуженные два очка (записываете или переставляете на специальном табло фишку на два деления).

- Пара. Добавление карты одного номинала с только что сыгранной – опять же, два зачётных очка. Онеры, хоть и стоят одинаково, но стыкуются только с себе подобными: король – с королём, дама – с дамой, валет – с валетом.

- Тройка или королевская пара. Добавление к двум третьей карты того же номинала приносит уже солидные шесть очков.

- Каре или двойная королевская пара – 12. Все четыре карты одного номинала.

- Секвенция. За добавление карты, которая вместе с последними сыгранными составляет секвенцию – то есть последовательность из трёх и более карт по порядку, начисляется по одному очку за каждую карту этой последовательности. При этом масть значения не имеет. Поясню на примере. Допустим, ваш соперник делает первый ход с шестёрки. Выкладываете девятку и для начала получаете два очка за «пятнашку». Противник выкладывает восьмёрку, а вы – семёрку, плюсуя себе ещё четыре очка за секвенцию 9-8-7-6.

Вот, собственно, и все возможные комбинации. Но розыгрыш не заключается только в том, чтобы ловить комбинации. Все открытые на столе карты суммируются, причём эта сумма не должна превышать 31. Если игрок не может в свою очередь открыть карту, не превышая 31, он пропускает ход и говорит: «Мимо» или «Пас». Его супротивник получает при этом одно зачётное очко за то, что выложил последнюю карту перед 31. Но обязан при этом выложить все, что у него остались до 31. А ежели у кого-то получится своей картой добить ровно до 31, он получит сразу два  зачётных очка.

В пятикарточном варианте на этом розыгрыш и заканчивается, в шести- и семикарточном вариантах он продолжается с нуля. При этом начинает выкладывать тот, кто пасовал или следующий по очереди. И так до тех пор, пока оба не выложат на стол все свои карты.

ПОДСЧЁТ РУК. После окончания розыгрыша вначале подсчитываются очки на руке противника сдающего, затем – самого дилера и в последнюю очередь – криб.

Стартер является составной частью каждой руки и криба.

Очки начисляются за следующие комбинации:

- Пятнадцать. Каждая комбинация карт с общей суммой в 15 очков приносит по два зачётных очка.

- Пара. Каждая пара одного номинала – два зачётных очка.

- Тройка или королевская пара – 6.

- Каре или двойная королевская пара – 12. Все четыре карты одного номинала.

- Секвенции. Комбинации из трёх и более карт по порядку дают по одному зачётному очку за карту.

- Флэш. В розыгрыше такой комбинации нет. Все карты одной масти в руке дают по зачётному очку, плюс очко, если стартер той же масти. За четыре карты криба в одной масти очки не начисляются, но если масть совпала со стартером, то – пять зачётных очков. Некоторые играют вариант, при котором засчитывается четыре очка за четыре одной масти криба, даже если они не совпали с мастью стартера. До игры определитесь с этим правилом.

- Его дворецкий. Валет в той же масти, что и стартер, приносит одно очко.

Все карты на руке и стартер могут использоваться в комбинациях неоднократно. Чтобы вы лучше поняли, приведу пример. Допустим, в шестикарточном варианте у вас на руке после сброса двух карт в криб остались 8, 7, 7 и 6, а стартером вскрылась двойка. Масти разные. Давайте составлять по порядку. Четыре пятнашки – 8 зачётных очков (8+7, ещё раз 8+7, 7+6+2 и ещё раз 7+6+2). Пара (две семёрки) – ещё два. И две секвенции (8-7-6 дважды) – ещё шесть. Итого – 16 очков вы честно заслужили.

ПАРТИЯ. Игра ведётся до того момента, пока кто-нибудь первым не наберёт в розыгрыше или при подсчёте рук 61 зачётное очко в пятикарточном, 121 – в шестикарточном и 181 – в семикарточном криббидже.

В пятикарточном варианте противник сдающего каждый кон получает по три очка гандикап, дабы слегка уравновесить преимущество дилера.

Если вы играете не одну партию, а матч, скажем, из пяти или семи партий, то действует правило марса. То есть вы, допустим, набрали требуемую сумму очков для победы, а ваш соперник при этом не набрал и половины. Стало быть, вам засчитывается марс, то есть не одна, а две победных партии.

ТАКТИКА в этой игре вытекает из очевидного преимущества, которое имеет раздатчик за счёт криба. Поэтому, естественно, ежели криб не ваш, то и карты желательно сбрасывать туда такие, чтобы были минимально полезны для комбинаций. В то же время себе имеет смысл подкладывать получше.

Для подсчёта очков можно, конечно, пользоваться ручкой и бумагой. Но поскольку записи делаются довольно часто, то кто-то умный и ленивый давно придумал специальную доску с отверстиями, в которые вставляются фишки для обозначения счёта. И по две фишки у каждого игрока. Одна обозначает набранное количество очков до очередной записи, следующую переставляете на то количество очков, которое заработали. Удобно – каждый отмечает своё, а соперник имеет возможность контролировать правильность счёта.

У нас в магазинах вы такую доску вряд ли найдёте, ибо игру мало кто знает, но в тех же Штатах – запросто. Причём самых замысловатых видов – хоть змейкой, хоть сердечком изображают дырявую дорожку к победе, кому уж какая нравится. Я довольно симпатичную доску выписал по интернету с одного из специализированных американских сайтов с доставкой. Сделана очень добротно. Можете лицезреть её на фото. При желании сегодня и вы легко можете выписать подобную через интернет.

Аккуратная коробочка, которая складывается, помещая в себя две колоды и фишки. На ней три дорожки, то есть она может служить как двум, так и трём игрокам.

КРИББИДЖ ДЛЯ ТРОИХ. Первая сдача, как обычно, определяется жребием, далее сдают по очереди. При сдаче каждому по одной раздается пять карт, одна (не первая и не последняя) откладывается в криб. Каждый сбрасывает ещё по одной карте в криб. Вот, собственно, и все нюансы. Все остальные правила идентичны основному варианту. Партия обычно играется до 61.

КРИББИДЖ ДЛЯ ЧЕТВЕРЫХ. Отличается от предыдущего только тем, что в криб на сдаче карта не кладётся, а каждый сбрасывает по одной. Обычно играют пара на пару до 121 очка, но можно и каждому за себя до 61.

P. S. Криббидж породил сэндвич

Согласно распространённой легенде, появлением сэндвичей мы обязаны англичанину Джону Монтегю, четвёртому графу Сэндвичскому (1718-1792), и... криббиджу. Граф был дипломатом, Первым лордом адмиралтейства. В честь него были названы Южные Сэндвичевы острова и крупнейший остров архипелага Монтегю, ну и, собственно, бутерброд с куском колбасы или мяса между двух ломтей хлеба. Некоторые втискивают вместе с мясом ещё и ломтик помидора или огурца - очень вкусно!

Ну так вот, вышеупомянутый Джон Монтегю был очень азартным игроком в карты. Считается, что «изобретение» сэндвича произошло в 1762 году, когда граф был особенно увлечён игрой в криббидж. Игра, видимо, была настолько упорная, что граф вовсе не собирался прерываться на еду. Вот он и попросил слуг принести ему кусок говядины между двумя ломтиками хлеба – чтобы руки не пачкались и не портили карты. Ведь таким образом есть можно и в процессе игры...

картасловаигрыПарижправилакартырукидилердилераСШАисториякарточные игрыОТ и ДОостров4ТОДжонизобретениевариантыинтернеточкижизньиграМарсфотоочередьпервый5sА7король7образованиеудовольствиеправила игры


1046 просмотров
Алексей СУХАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования