• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Первое впечатление: стоит ли ему доверять?

«У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление» - согласитесь, хороший афоризм. Его приписывают австралийскому писателю Аллану Пизу, написавшему более десятка книг, посвящённых взаимоотношениям людей. Учёные утверждают, что основное мнение о человеке складывается в течение первых полутора минут общения. Как же это происходит и нужно ли доверять своему первому впечатлению, например, знакомясь?

Одним из важных результатов психологических исследований по формированию первого впечатления было выявление определённых типичных схем, по которым строится образ человека и которыми пользуются в той или иной степени все люди. Но построение образа человека по этим схемам часто приводит к ошибкам восприятия.

Превосходство

Чтобы на нас подействовал фактор превосходства, мы предварительно оцениваем нового собеседника: внешний вид, выражение лица, одежда, манера говорить, держаться... Понятно, что кроме этих признаков для оценки личности в нашем арсенале больше ничего в общем-то и нет. Автоматически мы относим человека в определённую социальную группу, определяя его уровень интеллекта и воспитания. Но очень часто при этом допускаем ошибки…

Например, по данным опросов, более интеллектуальными считаются люди в очках и аккуратно одетые. Высокие люди внушают больше доверия, а носители длинных волос воспринимаются как натуры творческие, высокодуховные. Хотя, разумеется, никакой связи между этим нет.

Фактор превосходства срабатывает, когда вы увидели у собеседника что-то не равное себе. Достаточно одного какого-то признака неравенства, и этого человека вы автоматически считаете превосходящим нас. Или наоборот.

Например, у вашего нового знакомого красивая и дорогая машина. Срабатывает фактор превосходства: этот человек кажется умнее, лучше, богаче, счастливее и т. д., если… у вас автомобиль гораздо скромнее. В противном случае всё наоборот…

Привлекательность

Механизмы фактора привлекательности и фактора превосходства очень схожи. В данном случае основное внимание уделяется именно внешней, физической привлекательности. Чем симпатичнее кажется новый знакомый (новая знакомая), тем лучше этот человек в нашем восприятии во всех отношениях. Проще говоря, красивый – значит: а) умный, б) хороший, в) добрый, г) искренний и т. д. Мужчины при восприятии красивой дамы обычно первый пункт считают несущественным… 

Красота, как ни банально, действительно страшная сила. Многочисленные исследования в разных странах приходят к одному выводу: симпатичных детей меньше наказывают, им ставят выше оценки в школе, с ними любезнее разговаривают взрослые. Красивые люди имеют преимущество в общей оценке их качеств только благодаря внешности.

Отношение

Согласитесь, что те, кто хорошо к вам относится, кажутся вам значительно приятнее тех, кто в лучшем случае вас недооценивает… Это проявление действия фактора отношения. В зависимости от положительного или отрицательного знака этого отношения вы интуитивно оцениваете качества людей.

Широко известен эксперимент американских учёных Р. Нисбета и Т. Вильсона (хотя проводили нечто подобное не только они): одного и того же человека отправили в две разные аудитории к студентам. В одну - под видом общительного и доброжелательного преподавателя, а в другую – под видом строгого и холодного. Результат очевиден был сразу: оценка первого была значительно выше, чем второго.

Отсюда простой вывод: позитивное, дружелюбное отношение к нам порождает сильную тенденцию приписывания позитивных качеств человеку и отбрасыванию негативных.

Эффект «ореола»

В исследованиях по формированию первого впечатления все три вида вышеуказанных факторов охватываются «эффектом ореола». Он проявляется в том, что при первом впечатлении общее позитивное восприятие человека приводит к переоценке его качеств, негативное – к недооценке.

Первое впечатление очень сильно зависит и от стереотипов, наложенных обществом. К примеру, согласитесь, что работников торговли повсеместно считают обманщиками, грузчиков – алкоголиками и т. д. Определённой группе людей «вешаются» ярлыки, необоснованно приписываются конкретные качества и черты. Поменять своё мнение иногда бывает достаточно трудно, разве что при очень близком знакомстве.

Полнота и достоверность оценки другого человека очень зависит от качеств самого оценивающего: каковы степень уверенности в себе, доброжелательность, самочувствие, эмоциональный настрой, обстановка в семье, на работе, в обществе... Вот, например, если вы на первом свидании сильно нервничаете, то и своего визави будете воспринимать как беспокойного и неуверенного в себе...

Восприятие другого человека очень сильно зависит от собственного внутреннего состояния и от желания общаться. Запомните главное: первое впечатление – это проекция ВАШЕГО внутреннего мира. Правильное формирование первого впечатления о новом человеке приходит с жизненным опытом, с умением «влиться» в собеседника, не обращать внимания на установки и стереотипы, учитывая всевозможные типичные ошибки… 

красотаЧеловекмашинаавтомобильэффектТОмужчиныотношенияодеждаоценкаэкспериментвидлюдимнениеуровеньпревосходствопервыйвпечатленияновый


249 просмотров
Мария МАКСИМОВА

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования