• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Отцы-основатели: Владимир Жандр

О жизни одного из отцов-основателей нашего города Владимира Жандра известно до обидного мало. Появился на свет он 25 апреля 1863 года - то есть прошло 150 лет со дня его рождения. Его малой Родиной называют Виленскую губернию, большая часть которой ныне относится к Республике Беларусь (меньшая часть вместе с Вильнюсом отошла к Литве). Жандр принадлежал к русскому дворянскому роду, давшему России многих известных деятелей. Так, Андрей Жандр близко дружил с Александром Грибоедовым, написал о нем воспоминания, хранил некоторые его рукописи. Он был директором департамента в морском министерстве, позже стал сенатором. Переводил с французского комедии, одну из них перевел вместе с Грибоедовым. По его стопам пошел племянник Николай Павлович - морской офицер, он тоже успешно занимался художественными переводами, в частности "Дон Жуана" Байрона, сочинил роман в стихах, трагедию "Нерон", драму "Марфа Посадница". Еще один из Жандров - Александр - участвовал в Крымской войне, защищал Севастополь, позднее принимал деятельное участие в преобразовании морского ведомства, дослужился до звания вице-адмирала и сенатора.

В общем, стоявший у истоков Ново-Николаевска Владимир Жандр по происхождению и воспитанию был истинным интеллигентом.

Он окончил в 1882 году Николаевское инженерное училище, знаменитое, кроме всего прочего, тем, что располагалось оно в Михайловском замке, где был убит заговорщиками император Павел. Инициатором создания этого училища стал будущий царь Николай I, поэтому после его смерти в 1855 году училище и назвали Николаевским. Это было первое российское высшее инженерно-техническое учебное заведение, здесь работали превосходные специалисты. Об уровне преподавания красноречиво свидетельствует тот факт, что химию в инженерном училище преподавал гениальный ученый (между прочим, сибиряк) Дмитрий Менделеев. В списке известных выпускников инженерного училища значатся Федор Достоевский (он провел в его стенах шесть лет - с 1838 по 1843), изобретатель дуговой электролампы Петр Яблочков, ученый-физиолог Иван Сеченов, Герой Советского Союза генерал Дмитрий Карбышев... Многие.

Владимир Жандр, получив высшее инженерное образование, продолжил учебу в Николаевской инженерной академии, которую окончил в 1889 году. Он служил в инженерных войсках в звании штабс-капитана, когда получил приглашение из управления Сибирской железной дороги - поработать в качестве инженера-путейца на сооружении Транссиба. Думал Жандр недолго: вышел в запас, и уже 15 августа 1893 года, в возрасте 30 лет, был назначен начальником дистанции первого разряда Средне-Сибирской железной дороги. А начиналась его дистанция на правом берегу Оби - ровнехонько там, где реку должен был пересечь железнодорожный мост.

Что же представляло собой место, куда прибыл молодой инженер? Журнал "Нива" в 1898 году, то есть по горячим следам, всего через пять лет после начала грандиозной стройки, писал так: "Еще большее удивление заслуживает правый берег Оби. До 1893 года на этом берегу, против села Кривощековского, ниже впадения маленькой речки Каменки в Обь, по берегу расположено было 26 избенок, окруженных со всех сторон непроходимым бором. Но с весны 1893 г. местность быстро изменилась: наехали строители железной дороги, а с ними множество разных предпринимателей, и на месте непроходимого бора стали вырастать всевозможные жилые помещения. Первые пришельцы начали строиться по правому, крутому берегу реки Каменки, так как этот берег, благодаря своей крутизне, представлял весьма удобное место для землянок и бараков. Само собой разумеется, что между этими жилыми помещениями, расположенными в самом хаотическом беспорядке, много было (да и теперь еще есть) таких, что невольно поражаешься выносливости русского человека, способного жить в помещении, в которое добрый хозяин постесняется и скотину запереть. Находившиеся до 1893 года на правом берегу 26 избенок при самом начале постройки железной дороги были перенесены с берега в бор, а на месте их уже в 1894 году была устроена пароходная пристань и проложен рельсовый путь. К этому времени, то есть к лету 1894 года, правый берег реки совершенно преобразился: бор постепенно исчез, а на его месте росли не землянки, а вполне приличные дома..."

Нужно понимать, что в первое время на месте будущего города образовалось два поселка - мостостроителей в устье Каменки, где начальником был главный инженер Григорий Будагов (примерно там, где ныне расположена площадь Южная, автовокзал и храм Александра Невского), и поселок железнодорожников возле станции Обь, где главным был инженер Владимир Жандр. Неслучайно же в первом поселке главную улицу назвали Будаговской, а во втором - Владимировской - по имени инженера Жандра, так как фамилия у него благозвучием не отличалась. И если Будаговскую коммунисты быстренько переименовали в Большевистскую, то Владимировскую не тронули. Очень скоро два поселка устремились навстречу друг другу и слились в один большой, названный первоначально Александровским, а затем переименованный в Новониколаевский.

В круг обязанностей молодого начальника дистанции попало все, что было связано с движением по железной дороге и обустройством железнодорожных кадров. Первым делом Жандр взялся за строительство пристани, ибо именно на пароходах и баржах по Оби прибывало большое количество строительных материалов и оборудования. Затем от пристани он провел железнодорожную ветку, чтобы доставлять эти грузы к станции Обь. Под его руководством при станции возвели первое промышленное каменное здание нашего города - депо на шесть паровозов, а также мастерские, в которых должны были трудиться 450 человек. Соорудили первую (деревянную) водонапорную башню - сейчас она, как и депо, является памятником культурного наследия. Неподалеку выросло водоподъемное здание. Зимой для отправки грузов и подвижного состава с левого берега на правый укладывали на лед рельсы и по ним паровозы тянули вагоны с грузами. Конечно, это было и опасно, и сложно.

Владимир Константинович понимал, что люди обосновались на берегах Оби навсегда, и нужно было обстраивать их быт. Для служащих дороги под его присмотром построили 12 жилых усадеб, больницу на десять коек с приемным покоем, врачебно-питательный пункт для переселенцев, направлявшихся в Томский уезд или Алтайский округ. На улице Движенцев возникли первые дома станционного поселка, впоследствии выросшего в Вокзальную часть Ново-Николаевска. В конце 1894 года началась временная эксплуатация железнодорожной линии. В сентябре 1896 года вступили в строй депо и мастерские. Любопытный факт: в декабре 1896 года через Новониколаевский поселок проехал в Японию император Николай II, а спустя три месяца в ту же сторону проследовал его злейший враг Владимир Ульянов, но не в Японию, а в ссылку в Шушенское. Возможно, Жандр видел обоих.

Удивительно, но в открытой печати о дальнейшей судьбе Владимира Жандра информации нет: то ли он уехал из Сибири на родину, то ли погиб у нас в лихие годы революций и войн. Удалось отыскать только несколько упоминаний о Жандрах, эмигрировавших во Францию. Это естественно, если учесть, что в Россию этот талантливый род занесли ветры Великой французской революции 1789 года. Спустя столетие с лишним обрусевшие эмигранты вернулись в Париж. В частности, есть упоминания о штабс-капитанах Семеновского полка Георгии Владимировиче и Константине Владимировиче, которые вполне могли быть сыновьями Владимира Жандра: Георгий родился в 1894 году (умер в 1969), Константин родился в 1895 году, умер в 1920-м, тоже в эмиграции. Были ли эти братья-капитаны сибиряками по рождению? Пока нам неизвестно.

Первая железнодорожное училище

В поселке мостостроителей первую школу учредил Григорий Будагов, большей частью на личные средства. Так же поступил и Владимир Жандр в поселке железнодорожников при станции Обь. Его инициативу поддержали техник А. Комлев, модельщик Ф. Белоруков и другие их коллеги. Открыли школу при станции Обь 12 января 1896 года. Она стала первым трехклассным железнодорожным училищем во всей Сибири (тогда школы часто называли училищами). Занимались здесь, естественно, дети железнодорожников. В течение первых трех лет школа существовала на средства служащих и рабочих, пока Министерство путей сообщения не предусмотрело статью на начальное образование. Поначалу в школе обучалось 50 детей, а к 1907 году на 14 преподавателей приходилось уже 500 учащихся. Здесь имелись необходимые пособия, диапроектор, библиотека, фисгаромния и сцена для любительских спектаклей. Сохранилось свидетельство о том, что в 1900 году было устроено десять вечерних чтений с туманными картинками. Чтения производились священниками и сопровождались пением церковных кантат. На этих чтениях побывали 1680 человек. Большой популярностью пользовалось прослушивание редкого еще по тем временам фонографа.

Сначала трехклассное училище арендовало казенный барак, но затем переехало в специальное одноэтажное здание. Вскоре выяснилось, что и новое помещение слишком мало для занятий, и Жандр решил построить рядом новое, уже двухэтажное здание. Его возвели за два года, в 1905-1907 годах. В течение нескольких лет училище Жандра считали самым большим учебным заведением в городе.

В наше время облик этого здания по улице Владимировской, 10 изменен, в нем находится административное учреждение. Это образец деревянного общественного здания начала прошлого века. Бревенчатый дом размером 26х16 метров ориентирован главным фасадом в сторону станционного комплекса. Двухэтажный дом стоит на ленточном бутовом фундаменте, прямоугольный, с ризалитом и пятигранным эркером на фасаде. Над эркером стояла башенка, ныне утраченная. К зданию примыкает одноэтажная пристройка. Снаружи стены дома закрыты профилированной доской в разных направлениях - горизонтально, вертикально, елочкой. Карниз и декоративный пояс в уровне междуэтажного перекрытия украшены пропильной резьбой. Кровля металлическая. По замыслу Жандра, в холле первого этажа колонны собраны в конструкцию из двух соединенных болтами рельсов, скрытых под деревянным реечным коробом. Колонны второго этажа выполнены из бруса очень большого сечения.

Здание признано памятником истории регионального значения, однако долгое время оно находилось в плачевном состоянии. Несколько лет назад отремонтировали фасад, стропильную систему, заменили венцы стен эркера, сделали новые карнизы, водостоки, поставили деревянные оконные блоки. Провели ремонт и внутри здания.

Улица

Названная в честь Владимира Жандра улица Владимировская до революции слыла самой престижной. Здесь селились начальственные чиновники, руководители стройки, именитые железнодорожники, местная интеллигенция. Первую в городе ее замостили булыжником, соорудили на ней деревянные тротуары. Динамо-машины железнодорожного депо освещали Владимировскую электрическими фонарями. В 1913 году под железной дорогой пробили тоннель, по которому она получила выход к центру города.

В наше время длина Владимировской улицы 2260 метров. На ней расположены областная ГИБДД, Дорожная клиническая больница, Дом учителя с памятником, городская психиатрическая больница №3 и другие достопримечательности.

Как и всякое старое и приметное место обитания людей, улица Владимировская имеет свои мифы. Возможно, сказывается и соседство с клиникой скорби. Так, поговаривают, что в одном из полногабаритных древних домов регулярно появляется призрак мужика в белой майке-"алкоголичке". Однако видят его исключительно дамы. Призрак является в квартирах внезапно. Видно его отчетливо, только лицо слегка размыто, а все прочее выглядит конкретно. А еще жители этого таинственного дома по ночам слышат иногда звуки вальса, как будто с улицы. Но снаружи никто не играет и не поет. Тишина... А в квартирах - вальс. Пенсионеры горячо обсуждают утром после ночного концерта возможности существования хронодыр и путешествий в параллельные миры...


2037 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Платунов Е. (Барнаул)
26.07.2014 23:37:36
#

Георгий Владимирович Жандр родился в Томске 25 февраля 1894 года, умер 6 января 1969 года. Эти сведения напечатаны на стр. 181 в издании Ивана Грезина "Алфавитный список русских захоронений на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа", "Старая Басманная", 2009.

Правила комментирования

Добавить комментарий

Правила комментирования