• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

12 августа - день рождения Новосибирской ГЭС

К Новосибирску по многим позициям относится определение «первый за Уралом»: оперный театр, вечерняя газета, гидроэлектростанция... И Новосибирская ГЭС стала первой в ряду великих сибирских строек второй половины ХХ века. 12 августа 1961 года Государственная комиссия приняла нашу ГЭС в постоянную эксплуатацию.

Строили десять лет

В конце войны, в марте 1945–го, Министерство электростанций выдало техническое задание на проектирование ГЭС на Оби ленинградскому отделению института «Гидроэнергопроект». Изыскательские и проектные работы по созданию гидроэлектростанции под Новосибирском начались сразу после войны. Технический проект станции был готов к 1952 году (главный инженер — А. Егоров). Но уже в 1950 году, не дожидаясь его утверждения, Совмин СССР за подписью Сталина принял решение о строительстве новых электростанций, в числе которых оказалась и Новосибирская.

Город, принявший в годы войны десятки заводов и сотни организаций, нуждался в энергии. Планировалось, что к 1960 году наша ГЭС обеспечит половину потребностей города и области в электроэнергии. Об экологических проблемах в ту пору думали меньше, чем сейчас, да и вообще не могли предвидеть и просчитать весь комплекс проблем, созданный гигантским водохранилищем.

В 1950 году, когда окончательно определились с местом сооружения ГЭС, организовали специальное строительно–монтажное управление «Новосибирскгэсстрой». В следующем году работа закипела. В то время это была крупнейшая стройка Сибири: численность привлечённых к ней людей достигала четырёх тысяч человек, десятки экскаваторов, скреперов, бульдозеров, тракторов, самосвалов...

Первый кубометр бетона был уложен в мае 1953 года, а спустя три года, 5 ноября 1956 года, русло Оби удалось перекрыть. Через год, опять в ноябре, 10 числа, был пущен первый агрегат. Последний, седьмой, запустили 31 марта 1959 года. Гидрогенераторы с диаметром рабочего колеса восемь метров изготовлены на заводе «Элсиб». Затраты на сооружение ГЭС полностью окупились в 1966 году.

В 1960 году через основные сооружения гидроузла был проложен железобетонный мост. С его пуском замкнулось дорожное кольцо вокруг Новосибирска.

Новосибирская ГЭС дала начало строительству более мощных сооружений на сибирских реках. Она — яркий пример инженерного искусства. Кроме здания ГЭС в комплекс гидроузла входят бетонная водосливная плотина длиной 198 метров, судоходный канал со шлюзом, левобережная земляная плотина, правобережная намывная земляная плотина длиной более четырёх километров, правобережная земляная дамба.

Она делает жизнь светлее

Что же получилось? По мощности наша ГЭС считается двадцатой в России и даёт городу 20% необходимой ему электроэнергии. Мощность Братской ГЭС, например, в десять раз больше. Сооружение Братской ГЭС на Ангаре началось в 1954 году и завершилось в 1967. У нас бетонная водосбросная плотина длиной почти двести метров и высотой 33 метра. Длина бетонной плотины Братской ГЭС почти километр — 924 метра, а максимальная высота — 124 метра. Расчётный напор Новосибирской ГЭС 16,5 метра, расчётный напор Братской ГЭС 106 метров. У нас по плотине проложена автомобильная трасса, а в Братске по гребню плотины проходит железнодорожная магистраль Тайшет — Лена, а ниже — шоссейная дорога. И хотя Братская ГЭС является самым крупным в России производителем гидроэлектроэнергии, хотя она намного мощней и круче Новосибирской, нам, конечно, милее наш гидроузел…

Здесь очень красиво. Сюда приезжают туристы на экскурсии, целыми классами бывают школьники. У нас есть шлюзы: на Оби сквозное судоходство. А вот на Ангаре такого судоходства нет, и шлюзов на Братской ГЭС тоже нет. Смотреть, как работает шлюз — удовольствие. Впечатляет. Белые чайки стремительно кружатся над кипящей водой, выхватывают рыбу на большой скорости, красота!

Однониточный шлюз имеет три камеры. Ширина каждой — 18 метров. Это водный путь для судов из нижнего бьефа в Обское море и на Алтай. И назад — на север. Первое шлюзование было проведено в июне 1957 года, с тех пор шлюз работает надёжно, без аварий.

Судно при подходе к плотине устанавливает радиосвязь с начальником вахты шлюза. Суда швартуются у причальной стенки в одну линию. Разрешение на вход даётся зелёным сигналом светофора и дублируется по радио. Длина судна или состава не должна превышать 130 метров, ширина — 17, габаритная высота — 12 метров. При заходе в шлюз речники учитывают направление и силу ветра. Вода из моря заполняет камеру до тех пор, пока её уровень не станет одинаковым. Рыб в это время начинает засасывать в воронку, жалко их… Ворота камеры опускаются, судно заходит, внешние ворота закрываются. И так три этапа. Весь проход судна через шлюзы занимает сорок минут. Картина, особенно в ясную солнечную погоду, захватывающая.

На прямоугольном здании ГЭС висит лозунг: «Мы делаем вашу жизнь светлее». Правильный лозунг.

газетадорогакрасотаЧеловекработакартинамостводапроектсооруженияТОмощностьгородтуристыбелыекамерыморезатратытрассагородажизньтеатрдень рожденияуправлениеуровеньзданияпервыйразрешениеудовольствие


87 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования