• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Университет путей сообщения

1932-й год стал годом рождения Сибирского государственного университета путей сообщения — СГУПСа. Старше него, пожалуй, лишь Сибстрин, и логика здесь объяснима: сначала нужны были любые строители, а затем понадобились инженеры-железнодорожники: ведь жизнь нашему городу дала стальная магистраль. Где же, как не у нас, открывать профильный вуз?

Конечно, первоначально железнодорожный вуз назывался иначе. История его переименований по-своему интересна и отражает историю страны. Его имя при рождении — Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта. Он был организован на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта в Томске. Но уже в следующем году вуз переименовали в НИИТ — Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта имени 15-летия Октября. С этим именем вуз прожил год, и его снова «перекрестили» — в НИВИТ (Новосибирский институт военных инженеров транспорта). В год смерти Сталина, 1953-й, НИВИТ переименовали в НИИЖТ — Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Под этим славным именем он прожил половину своей жизни — сорок лет, получил широкую известность в народе, так его по-прежнему называет старшее поклонение новосибирцев.

Однако реформы привели к тому, что в 1993 году институт получил статус академии и стал называться СГАПС — Сибирская государственная академия путей сообщения. И только в 1997 году он получил настоящее имя, действующее по сей день — СГУПС, то есть Сибирский государственный университет путей сообщения. Разумеется, переименования не были прихотью или капризом ректората: каждое из них более точно определяло назначение вуза в данный период.

Сейчас СГУПС представляет собой крупный образовательный комплекс в Сибири и занимает лидирующие позиции в железнодорожной сфере. Около десяти тысяч студентов обучаются здесь по 29 специальностям. Его дипломы получили два министра путей сообщения, крупные военачальники, множество начальников железных дорог и государственных деятелей. Бывший начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько и многолетний губернатор Кемеровской области Аман Тулеев — выпускники НИИЖТа.

В классическом стиле

Сегодня СГУПС — самый крупный транспортный вуз за Уралом. Общая площадь территории университета — более 130 тысяч квадратных метров.

Так было не всегда. С 1932 года он занимал здания на территории, ныне принадлежащей Новосибирскому приборостроительному заводу. Эти помещения перешли эвакуированному заводу в тяжелейшем 1941 году. Институт продолжал работу на улице Советской, вплоть до 1955 года, когда был построен главный учебный корпус. Более тысячи студентов и преподавателей воевали на фронтах, трое из них стали Героями Советского Союза.

В начале пятидесятых годов в Новосибирске приоритетной задачей было объявлено возведение зданий для высших учебных заведений. Строились электротехнический, сельскохозяйственный, инженерно-строительный институты. В 1949 году по проекту московского архитектора В. Масленникова началось возведение главного учебного корпуса НИИЖТа.

Историк новосибирской архитектуры профессор Сергей Баландин критически оценивал достоинства многих вузовских зданий: «Архитектура главных учебных корпусов вузов как правило варьировала лишь одну композиционную схему: симметрично осевое построение главных фасадов, с обязательным размещением шести- или восьмиколонного портика большого ордера (на три-четыре этажа) в центре композиции и с боковыми выступающими ризалитами или без них. Значительный масштаб портиков — громоздких колонн или пилястр, с большими капителями, высокий тимпан фронтонов, заполненный часто эмблематикой больших размеров и «высокого» рельефа — делает здания тяжеловесными и неуклюжими, а недостаточно профессиональное и плохое строительное качество воспроизведённых ордерных форм усугубляет невыгодное впечатление».

Однако в отношении НИИЖТа строгий профессор делает поправку: «Наиболее удачной (несмотря на общие концептуальные недостатки) представляется архитектура главного учебного корпуса института инженеров железнодорожного транспорта, обладающая определённой целостностью композиции и более высоким качеством архитектурных форм».

Действительно, проезжая или проходя по улице Дуси Ковальчук, мы невольно поворачиваем голову, чтобы полюбоваться на громадное здание университета, на строгие очертания его мощного портика. В голове сами собой рождаются смутные ассоциации с классикой Древней Греции и Рима. Впечатлению способствует и размер здания: оно занимает 258 метров со стороны улицы Дуси Ковальчук, 66 метров со стороны улицы Залесского.

Кстати, два слова об этих улицах. Революционерку-подпольщицу Дусю Ковальчук новосибирцы знают довольно хорошо, уж слишком большая улица, носящая её имя. А вот кто такой Залесский, помнит меньшее количество земляков, да и улица его имени гораздо меньше. Григорий Денисович — не железнодорожник, как можно было подумать, он врач. Залесский с 1947 по 1964 год возглавлял Новосибирский государственный медицинский институт и клинику в городской больнице №1. После смерти профессора, заслуженного деятеля науки России, награждённого орденом Ленина, улицу Клиническую и переименовали в улицу Залесского.

Университетский дворик украшен просторными газонами. На одном из них установлен гранитный памятник погибшим на войне студентам работы ленинградского скульптора Т. Гагариной. Дворик с трёх сторон окружен фасадами главного корпуса, четвёртая его сторона выходит на улицу Дуси Ковальчук.

Главный корпус — четырёхэтажный, крыша имеет симметричный скат. Стены здания выполнены из кирпича, перекрытия — из армированных железобетонных плит. Фасад отделан штукатуркой с добавлением природного пигмента — охры. Восемь колонн возвышаются на высоту всех четырёх этажей. Боковые стены здания оформлены в том же ключе, что и фронтон. Внутри, в районе портика, расположены вестибюль и гардероб, на верхнем этаже этой части здания — хорошо освещённый актовый зал. В центре здания внутри идёт широкая парадная лестница. Угловая часть строения, выходящая на Сухой лог, украшена четырьмя пилястрами, на верхнем этаже — закруглённое окно. Дворовый фасад имеет ротонду с куполом, и здесь тоже колонны ионического ордера.

Из главного учебного корпуса можно попасть в лаборатории, в столовую и общежитие по подземному переходу. Вообще студенческий городок НИИЖТа называют городом в городе. Его площадь более 130 тысяч квадратных метров. Городок состоит из четырёх учебных корпусов, четырёх общежитий, спортивного комплекса, столовой и поликлиники. В спорткомплекс входят Дом спорта, стадион, плавательный бассейн, лыжная база, открытый теннисный корт. На территории университетского городка располагаются также учебные полигоны.

Более сорока лет в СГУПСе существует музей, где скрупулезно собирают сведения о вузе за все восемь десятилетий его жизни. Здесь можно увидеть портреты всех ректоров, выдающихся профессоров, учёных, имеющих отношение к университету. Особый стенд посвящён участию студентов и сотрудников НИИЖТа в Великой Отечественной войне.

размерстраныТОуниверситетмузейстадионисторияулицастроителизданиепамятникдомархитектурасловадорогиврачжизньдень рождениякрышазданияинженерыстены


419 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования