• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Все познается в сравнении

В  первые годы зарождения Новосибирска строители железнодорожного моста селились без всякого плана, где придётся. Естественно, надо было наводить порядок в этой стихии, и в 1896 году составили план посёлка. Улицы в центральной части нарисовали  параллельно Оби, а в привокзальной части – параллельно линии железной дороги.

Получилось, что улицы, идущие с юга на север, пересекали под прямым углом улицы, идущие с запада на восток. В каждой части посёлка  наметили  площади: Базарную (на месте нынешнего автовокзала) и Ярмарочную (ныне площадь Ленина).

План составляли межевики-землемеры Кузнецов и Лесневский.

Первый староста посёлка крестьянин И. Титлянов организовал прорубку в сосновом бору просеки будущего Красного проспекта шириной 58 метров – солидно! Конечно, если бы хоть на минутку тогдашним землемерам и старосте показать современный транспортный поток на Красном проспекте, они бы лесорубам поставили гораздо более серьёзную задачу, расширив просеку раза в полтора, но кто ж сто с лишним лет назад мог такое предвидеть? Для сравнения: Невский проспект имеет ширину от 25 до 60 метров, Елисейские поля – 71 метр. Просека пролегла от Базарной площади к Ярмарочной и далее на север.

Красный проспект протянулся на семь километров. Это хороший размер: для главного проспекта города размер имеет значение. Если учесть, что Елисейские поля в Париже раскинулись лишь на два километра, а тот же Невский проспект в Питере - на  четыре с половиной, мы можем гордиться нашими семью километрами. В настоящее время Красный проспект проходит по территории Центрального и Заельцовского районов.

Он «вытекает» из площади Инженера Будагова, пересекает три «большевистские» площади (Свердлова, Ленина, Калинина) и переходит в улицу Аэропорт в восьмистах метрах от городского аэропорта «Северный». Существуют планы продлить проспект до пятого и шестого микрорайонов, а это ещё семь-восемь километров...

Кстати, главная площадь Новосибирска в топонимическом смысле уникальна.  Первоначально названная Ярмарочной, она затем называлась Новой Базарной и просто Базарной.

В 1920 году её  переименовали в Красную – по примеру Москвы и в честь революционного цвета. В 1922 году почему-то возникло ещё одно наименование – площадь Жертв Революции. В 1924 году после смерти Ленина площадь получила его имя, так и это был не конец! В 1935 году имя Ленина поменяли на имя Сталина. И лишь в 1961 году многострадальной площади вернули имя Ленина.

Семь переименований за 65 лет: Ярмарочная – Базарная – Красная - Жертв Революции – Ленина – Сталина - Ленина! Мало кто знает, но в начале 90-х годов прошлого века в буйных головах наших первых депутатов постсоветской России настойчиво бурлила мысль убрать с площади знаменитую, но действительно ужасную скульптурную группу и снова переименовать площадь, открестившись как-нибудь от имени вождя… Тогда волна переименований прокатилась по всей России, но наш город как-то обошла…

А площадь Инженера Будагова до 2016 года называлась Южная. Комиссия по присвоению наименований в Новосибирске частично восстановила историческую справедливость. Григорий Будагов не чужой городу человек, он возглавлял строительство моста через Обь, с которого, собственно, и пошло развитие Новосибирска. Вполне справедливо одну из первых улиц Новониколаевска назвали его именем, а потом зачем-то переименовали в Большевистскую… Обратно переименовывать улицу, наверно, посчитали дорогим удовольствием, вот площадь, названия которой толком почти никто в городе не знал, и получила имя Инженера Будагова. Почти никто в городе не знает и новое название, но вроде как увековечили…     

развитиегородТОстроительствоОТ и ДООбьстроителидорогиаэропортЧеловекразмергородапервыйновоецвета


250 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования