• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Берег левый

Русло Оби проходит по стыку двух гигантских геологических платформ: на правом берегу начинается Салаирский кряж, на левом — Западно–Сибирская равнина. В стародавние времена в наших краях люди охотнее селились как раз на левом берегу.

Одним из основателей деревни Кривощёково считают легендарного казака Фёдора Криницына по прозвищу Кривощёк. Случилось это в конце первого десятилетия XVIII века, то есть триста с гаком лет тому назад. Судя по фамилиям первых жителей левобережья, это всё были русские люди: Епанчиковы, Саломатовы, Сизиковы, Логиновы, Тарские, Тулепсины... С годами деревенька превратилась в село, здесь построили Никольскую церковь, а её приход состоял из жителей одиннадцати деревень: Ерестной, Толмачёвской, Инской, Каменской, Луговой, Чемской, Малой Чемской, Издревинской, Вертковской, Верх–Тулинской. Позднее этот церковный приход пополнили новые деревни: Бугры, Кривошапкино, Плотниково... Потом многие из них сумели построить свои православные храмы, стали сёлами.

Крестьянские хозяйства на левом берегу Оби были как правило крепкие. Плодовитая почва давала хорошие урожаи овощей, пшеницы, ржи. Для скотины всегда находился корм, луга были сочнотравные, просторные. Отсюда — изобилие мяса, молочных продуктов, отсюда овчина и шерсть. Прибрежный народ сплошь занимался рыбной ловлей. Почти каждый имел лодку, лелеял, смолил и конопатил её. Едва лёд начинал по весне шевелиться, все от мала до велика спешили к реке. Это считалось природным праздником. Мужики, имея хозяйственные излишки, занимались промыслами: выделывали кожи, шили сапоги, шубы, шапки, конскую упряжь, валяли пимы, гнали дёготь. Толмачёвцы, например, славились тележным ремеслом, изготавливали отличные колёса, дуги и прочие деревянные детали.

Кривощёковская ярмарка была известна всей округе. Сюда мужики везли своё добро не только из ближних, но и дальних деревень. Кроме сельскохозяйственной продукции здесь торговали изделиями из металла Сузунского и Павловского заводов, из Кузнецка. Купцы доставляли китайский чай из далекой Кяхты. В Кривощёково вели бойкие тракты — Барнаульский, Каменский, Колыванский, Легостаевский.

В связи со строительством моста старейшее село Кривощёково попало в полосу отчуждения будущей железной дороги. Его жители вынуждены были перебраться вместе со своими усадьбами на другое место. Большинство из них переселились в деревню Бугры, туда же переехали храм и волостное правление.

А примерно в том месте построили станцию Кривощёково (ныне Новосибирск–Западный), сюда в 1895 году прибыли на поездах первые пассажиры: открылось временное движение по железной дороге из Омска. К 1911 году станция Кривощёково имела свою почту, сберкассу, буфет, два училища. Со станции отправлялось до шестисот тысяч пудов грузов — масло, мясо, мука семи сортов.

Сто лет назад

Заглянем в прошлое — на сто лет назад. Вот что располагалось в Бугринской волости (то есть на левом берегу Оби в черте нынешнего Новосибирска) по данным «Списка населённых мест Томской губернии на 1911 год».

Село Бугринское владело 5 516 десятинами земли (1 казённая десятина равна 1,09 га). Здесь проживало 343 души мужского пола и 350 женского. Расположено при реке Туле. Имелась церковь, мужское училище Министерства внутренних дел, женское церковно–приходское училище, солодовенный завод, паровая и водяная мельницы, казённая винная лавка, один трактир, пять торговых лавок.

Деревня Вертково владела 2 317 десятинами земли, расположена при реке Туле, здесь жили 214 душ мужского пола и 187 женского, имелись одна паровая и одна водяная мельницы, торговая лавка.

Деревня Ерестная владела 6 941 десятиной земли, расположена при реке Туле, здесь проживали 539 душ мужского пола и 549 женского, имелось училище Министерства народного просвещения, четыре торговых лавки.

Деревня Верх–Тулинская владела 12 233 десятинами земли, расположена при реке Туле, здесь жило 716 душ мужского пола и 710 женского, имелись приписная церковь, церковно–приходское училище, шесть торговых лавок, одна казённая винная лавка, одна пивная лавка, маслодельный завод.

Деревня Тюменькино владела 6 365 десятинами земли, душ мужского пола — 504, женского пола — 481. Расположена была при речке Берёзовке. Имелось училище Министерства внутренних дел, приписная церковь, три торговые лавки.

Село Пайвино владело 6 523 десятинами земли, церковью, церковно–приходской школой, маслодельным заводом, тремя торговыми лавками. Здесь насчитывалось 450 душ мужского пола и 474 женского.

В деревне Толмачёво насчитывалось 509 душ мужского пола и 658 женского, имелось 6 938 десятин земли, недостроенная церковь, школа грамоты и три торговые лавки; расположена при реке Власихе.

Деревня Шилово имела 7 603 десятины земли, 471 душу мужского пола и 495 женского, располагалась при озере Белом и речке Туле, имела школу грамоты и три торговые лавки.

Деревня Больше–Кривощёково имела 6 912 десятин земли, 515 душ мужского пола и 540 женского, расположена при реке Оби, здесь было училище Министерства народного просвещения, три торговые лавки.

Деревня Мало–Кривощёково была вопреки названию больше: 7 414 десятин земли, 753 душ мужского пола и 795 женского, училище Министерства народного просвещения, пивная лавка и две торговых; расположена при реке Оби.

Деревня Огурцово имела 3 415 десятин земли, 279 душ мужского пола и 283 женского, школу грамоты и две торговых лавки; расположена при реке Оби.

Деревня Нижние Чёмы: 4 465 десятин земли, 311 душ мужского пола и 313 женского, расположена при реке Оби, училище МВД, три торговые лавки.

Деревня Верхние Чёмы: 2 897 десятин земли, 260 душ мужского пола и 292 женского, торговая лавка и школа грамоты; расположена при реке Оби.

В каждом из этих населённых пунктов в обязательном порядке имелся хлебозапасный магазин.

Был ещё поселок при станции Кривощёково. Собственной землёй не обладал. В нём проживали 207 мужчин и 210 женщин, имелись две паровые мельницы, пять торговых лавок и консервный завод.

Все эти населённые пункты вошли в состав города Новосибирска только в 1930 году, с образованием Заобского района.

Итого в 1911 году на левом берегу Оби проживало 12 408 человек. Для сравнения: в 1912 году в Новониколаевске, то есть на правом берегу Оби, насчитывалось 63 500 человек, в пять раз больше.

По данным на январь 2018 года в Кировском и Ленинском районах Новосибирска зарегистрировано 489 тысяч человек, а всего в Новосибирске — 1 613 тысяч жителей. То есть сегодня в двух левобережных районах проживает 44% новосибирцев. К тому же часть жителей Советского района обитает на левом берегу.

Переправа

Посёлок на правом берегу рос по–богатырски, и жители левобережных деревень всё чаще испытывали желание побывать на его улицах и базарных площадях, в его магазинах, парикмахерских и разных других культурных учреждениях. Кроме простого любопытства и желания развлечься ими двигал ещё и коммерческий интерес. Ведь среди жителей левобережья всегда хватало энергичных, умелых людей, искусных ремесленников, кустарей, а сельскохозяйственная продукция первое время почти вся поступала в Новониколаевск из–за реки.

В посёлке–то на правом берегу поначалу жили строители, железнодорожники, инженеры, купцы, учителя и врачи, продавцы и приказчики, извозчики и речники: своей земли они не имели. Потребовались годы, чтобы и правый берег научился в достаточном количестве производить овощи, хлеб, молоко, мясо.

Однако с переправой через Обь была беда. Длительное время её обеспечивали частные лодки и паромы. До самого 1910 года переправой ведал Кабинет Его Величества, сдавая паромы в аренду. С лета 1908 года на переправе работали два парома, но один из них по причине ветхости регулярно тонул. Газета «Обь» в сентябре 1908 года писала: «Этот паром тонет в нынешнее лето уже во второй или третий раз. Поднимут, откачают воду и опять, пока вновь волны не затопят». Хлипкие мостики к парому часто не выдерживали солидной нагрузки и проваливались: ведь каждый крестьянин или купец старался загрузить телегу доверху. К тому же мостики были настолько узкими, что две подводы на них с трудом разъезжались, и неудачник порой вместе с возом сваливался в реку.

Ночью ни мостки, ни паромы не освещались, а люди всё равно переправлялись через реку. Паром подходил к мосткам наугад, по крикам. Иной раз для определения места причаливания зажигали фонарь, если он оказывался под рукой, но чаще плавали при свете луны и звёзд.

На мостках толкались люди, теснились подводы, далеко по воде разносилось ржание лошадей, крики паромщиков и извозчиков. Та же газета «Обь» сообщает, что 16 сентября 1908 года на правом берегу Оби с мостков свалился в воду воз, а на левой стороне упали две лошади, причём одна из них - очень неудачно, потому что утонула. Иногда сельчане сутки ждали, чтобы переправиться на правый берег или вернуться домой.

Летом 1909 года в городе случилось чрезвычайное по тем временам происшествие: из–за задержки на переправе на несколько часов опоздала правительственная почта! Этот казус переполнил чашу терпения местной власти. Городская управа взялась за обсуждение всерьёз строительства понтонного моста через Обь, а летом следующего года взяла переправу в свои руки, купила собственный пароход и баржу общей стоимостью 51 тысяча рублей для организации постоянной переправы с одного берега на другой. Пристань была построена давно — ещё в 1895 году.

Стосильному пароходу дали имя «Ново–Николаевскъ» (до революции название нашего города писали вот так — через дефис, после революции было принято слитное написание). На зимовку пароход и баржу ставили в протоку за Яренский остров, где уже зимовали пароход «Остяк» и две наливные баржи. Так родился Яренский затон и Новосибирская РЭБ — ремонтно–эксплутационная база флота.

На переправе исчезли очереди, возы с лошадьми перестали падать в реку. Такая переправа пассажиров и всевозможных товаров - на пароходах и баржах, со специально устроенными причалами и расписанием рейсов - существовала до сооружения коммунального понтонного моста.

К идее его строительства после 1909 года власти возвращались не раз, но до реального дела руки дошли только в страшное лето 1941 года. Война подчинила своим задачам всю жизнь города. К нам хлынули эшелоны с беженцами, оборудованием эвакуируемых заводов. Местные военные грузы требовалось срочно направлять на фронт. Бюро обкома партии 12 августа 1941 года признало необходимость срочной постройки моста через Обь. Через два дня исполком облсовета принял решение о возведении понтонного моста на месте действовавшей паромной переправы и обеспечении этого строительства средствами и материалами. Стоимость сооружения оценили в 1,8 млн. рублей, из них 300 тысяч выделялось из областного бюджета, а основная сумма - полтора миллиона - изымалась из средств предприятий левобережья («Сибсельмаш» — тогда комбинат №179, Оловозавод и другие).

Уже через месяц наплавной (понтонный) мост, о строительстве которого в городе говорили более тридцати лет, был готов: вот что значит военное положение. Он вступил в строй 18 сентября 1941 года. Проект принадлежал инженеру Ф. Сивочкину. Протяжённость понтонного моста была 895 метров.

Этот мост в районе Чернышевского спуска действовал только в летнее время. Автомашины шли по нему лишь в два ряда. Чтобы пропускать речные суда, мост каждый раз приходилось разводить. Весной и осенью во время ледостава и ледохода единственным средством сообщения между берегами оставались пригородные поезда, проходившие по железнодорожному мосту. Зимой работала ледовая дорога.

Коммунальный Октябрьский мост был построен только через десять лет после окончания Великой Отечественной войны. К тому времени в Новосибирске проживало семьсот тысяч человек, работали сотни больших и маленьких предприятий. Открытие моста–красавца состоялось 20 октября 1955 года. Длина его надводной части 840 метров, общая длина 2 300 метров. До того времени нигде не строили пролётов такого типа, длиной 120 метров. С пуском Октябрьского моста понтонный мост в районе Чернышевского спуска закончил свою работу, его разобрали той же осенью навсегда.

Подробнее об этом и о многом другом можно прочитать в книге «Левобережье Новосибирска. Страницы истории», выпущенной издательским домом «Сибирская горница» в 1999 году.

места7инженерыА7движениеместодеревниовощибюропочтацерковьжизньгородалюдиМВДдушдеревнястоимостьНовосибирскТОсооружения4островпроектОТ и ДОхлебОбьмостстанциястроителимясолетопроисшествиедорогирукиЧеловекдорогаЛодкигазеташерсть


114 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования