• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Наше здание цирка в «офицерской фуражке» было первым и лучшим в стране!

С 18 сентября манеж нашего цирка на целый месяц превратится в огромное озеро с крокодилом и морскими котиками, с 15-метровыми фонтанами и каскадами водопадов, с чудесным островом, на котором будут танцевать нимфы и наяды, удивлять своими выкрутасами шимпанзе, павианы, еноты, попугаи и прочая живность. В общем, юных горожан и их родителей вновь ждёт очередное яркое представление в стенах новосибирского цирка, который в этом году отметил 50-летний юбилей.

Проект здания нашего цирка – один из лучших для своего времени. Удачное решение продублировали после Новосибирска в Донецке, Перми, Самаре, Воронеже, Уфе, Кривом Роге, Харькове... Но не в Сибири: за Уралом подобных сооружений нет.

Весь XX век Новосибирск по праву считался цирковым городом. Сюда приезжали на гастроли самые знаменитые артисты — Дуровы, Запашные, Эмиль Кио, Ирина Бугримова, многие другие замечательные артисты... В 1948 году на свои первые гастроли к нам приехал и Юрий Никулин. Он и Михаил Шуйдин тогда работали вместе с Карандашом. Но современного здания тогда ещё не было...

Сначала было два цирка

Наш город с первых лет своего существования полюбил цирк. Кинематограф делал первые шаги, театр не был столь популярен среди простого люда. А цирк любили все. Неслучайно существовала стойкая легенда, что Ленин в одном из разговоров с наркомом Луначарским сказал будто бы так: «До тех пор пока народ тёмный и неграмотный, важнейшими из искусств у нас будут кино и цирк». Исследователи потратили немало сил, чтобы придать этой фразе канонический вид: «Важнейшим из искусств является кино». Никакого цирка и никакого тёмного народа. Но дыма без огня не бывает...

Уже в 1899 году на базарных площадях Ново–Николаевского посёлка располагались цирковые балаганы. Базарных площадей в то время было две — Ярмарочная на месте нынешней площади Ленина и Новобазарная на месте нынешнего автовокзала. Спустя пять лет, в 1904 году, в центре посёлка на Кабинетской площади перед Масленицей построили сразу два каркасно–засыпных цирка. Почему не один, трудно сказать, видимо выступали сразу две конкурирующих труппы. Одно из цирковых зданий располагалось на углу нынешних улиц Урицкого и Ленина, другое — на пересечении улиц Щетинкина и Урицкого.

Те дореволюционные цирковые шатры были деревянными. Вокруг арены стояли двумя рядами кресла, за ними шли ложи, за ложами — скамьи, а заканчивался зал галёркой, на которую можно было попасть с улицы. В одном из этих строений в 1925 году разместился первый спортклуб, но вскоре здание снесли, а на его месте воздвигли Дворец труда. Теперь в нём находится водная академия. Второе здание как-то нечаянно сгорело - лёгкие деревянные шатры вообще часто горели.

А без цирка – разве это жизнь? В 1927 году на Андреевской площади (ныне площадь Кондратюка) построили новый каркасно–засыпной цирк по проекту архитектора Янушевского. Это было вместительное круглое здание — на 2 200 мест (для сравнения — в современный цирк вмещаются 2 300 зрителей). Построили его быстро — менее чем за месяц. 19 апреля прошло сообщение, что рабочие поставили первые столбы — основания стен цирка, а уже 10 мая народ смотрел первое представление. Местная газета опубликовала забавный репортаж с Андреевской площади:

«Задолго до открытия цирка на площади началось массовое представление. Выстроились мороженщики, папиросники, торговцы семечками и прочими съестными припасами. Всё это скучилось, сгрудилось, создавая впечатление тесноты, переполнения. Люди с воодушевлением тёрлись в этом импровизированном торговом ряду с полудня. В толпе шарили по чужим карманам. У какого–то краскома ухитрились даже срезать кобуру с наганом. В сумерки, словно это было обязательно и необходимо, все имевшие билеты стали плотной стеной у входа. И именно потому, что поступки толпы всегда бессмысленны и непонятны, никто никуда не мог двинуться. Кричали милиционеры. Хрипел контроль, надрывался администратор, пока не была найдена лазейка, в которую медленно начали просачиваться десятками любители цирка. Стало просторнее. Люди беспрерывной лентой начали наполнять круглое деревянное здание. Загремел оркестр. Так и открылся цирк».

На Андреевской площади представления шли до октября. На зиму цирк закрыли. Позднее в нём выступали не только цирковые труппы, но и артисты театра, эстрады, духового оркестра, балета. В 1935–36 годах здесь показывали фильмы, ставили опереточные спектакли. Что случилось с этим зданием, в точности выяснить не удалось. Есть лишь одно упоминание, что и его не удалось отстоять от огня.

В 1937 году в Новосибирске работал цирк шапито. Здание высотой 18 метров собиралось из деревянных и брезентовых конструкций. Вмещало оно 1 800 зрителей. Стоял цирк шапито в Михайловском логу, за клубом имени Сталина (клуб Октябрьской революции или Кобра).

Цирк в «офицерской фуражке»

О необходимости построить в Новосибирске капитальное каменное здание цирка, в котором можно было бы давать представления круглый год, начали говорить в начале тридцатых годов. Но возведение его на улице Челюскинцев началось только в 1965 году, спустя двадцать лет после войны. Это был один из лучших проектов того времени. Выполнили его в московском институте «Гипротеатр» архитекторы С. Гелфер, Г. Наприенко и конструктор В. Корнилов. Удачный проект был продублирован после Новосибирска едва ли не в десятке советских городов, за Уралом зданий в таких «фуражках», как наше, нет.

Предполагалось, что в помещении цирка можно будет проводить различные мероприятия: устраивать выставки, массовые собрания, показывать кинофильмы. Зал рассчитан на 2 300 зрителей. Манеж умело смещён в сторону выхода цирковых артистов. Такое его положение позволяет большинству зрителей хорошо видеть происходящее на арене действие. Для удобства посетителей на первом этаже оборудованы три широких прохода, ещё шесть ведут в зал из фойе второго этажа.

Особенностью нашего здания является отсутствие купола. Цирк, как и церковь, вроде бы обязан быть с куполом. Но в нашем проекте купол заменён железобетонной оболочкой в виде гиперболического параболоида. Эта оболочка ниспадает и переходит в усечённую поверхность, берущую начало от козырька здания. Большое количество стекла и зеркал делает фойе и вестибюль огромными, объединяет их в одну композицию. В начальном проекте отсутствовали пристройки по бокам здания, в которых расположены кафе. Они переходят в гардероб: размеры вестибюля, гардероба и буфета изначально оказались маловаты по сравнению со зрительным залом.

Когда цирк возводили, улицу Челюскинцев только начинали застраивать современными домами. Архитекторы предполагали, что модное, стильное здание цирка станет главным строением на пересечении двух магистралей. Но оно оказалось на краю, при этом боковым фасадом выходя на одну улицу, а главным фасадом — на другую. Отведённого ему ведущего положения здание цирка не заняло. Специалисты говорят, что «ось симметрии композиции сооружения не совпадает с осью композиции противостоящего здания, также значительного по объёму».

Строительство завершилось в начале 1971 года, и 11 февраля цирк зажёг свои огни. Первое представление было посвящено строителям. За минувшие годы на его манеже выступили сотни замечательных артистов, десятки цирковых коллективов. К нам привозили удивительных зверей. Чудеса ловкости и сообразительности демонстрировали новосибирской публике обезьянки и бегемоты, медведи и тигры, верблюды и слоны...

Преимуществом нашего цирка является его близость к Нарымскому скверу, аллеи которого всегда располагают к неторопливым прогулкам и отдыху.

Рухнет – не рухнет?

В середине нулевых годов вокруг здания Новосибирского цирка возникла совершенно неожиданная нервная суета. Появились вдруг авторитетные мнения, что здание может рухнуть в любой момент — частично или полностью. Горожан просили временно воздержаться от посещения представлений.

Одна комиссия за другой обследовала подозрительные трещины. Говорили о губительном воздействии на ленточный фундамент грунтовых вод. Намекали на метро, якобы вредно повлиявшее на сооружение. Был даже сделан вывод, что «несущие конструкции здания теряют свои свойства». Подключилась прокуратура, суд требовал закрыть цирк и сделать капитальный ремонт. Вспомните волну обрушений, случившихся в то время. В Новосибирске, в частности, пострадал бассейн «Спартак». Вот ответственные товарищи и страховались. Однако многие из тех, кто был "в теме", предполагали, что "волну" подняли влиятельные люди в столице, положившие глаз на очень привлекательное место в центре города, дабы освободить его для престижного и пафосного здания.

Весь этот "цирк" продолжался более года. Работать не давали. Тогдашний (и нынешний, кстати) директор цирка Сергей Шабанов собрал коллектив и "захватил" первый этаж областной администрации, чтобы привлечь внимание первых лиц области и средств массовой информации к создавшейся проблеме. К возбуждённым людям вышел тогдашний вице-губернатор Юрченко, с которым договорились провести независимую экспертизу. Здание действительно ни разу капитально не ремонтировалось, но опасности для людей не представляло! Сложность ситуации в том, что цирк — федеральная собственность, а Москва денег на ремонт упорно не давала. Местные власти, возможно, и рады были помочь, да на нужды города средств вечно не хватает.

В конце концов ситуация разрешилась с большим трудом. В июне 2007 года суд Железнодорожного района на основании заключения Сибирского регионального центра судебной экспертизы пришёл к окончательному решению: эксплуатация здания цирка не представляет опасности. При этом необходимость капитального ремонта для всех была очевидна. Изыскали кое–какие финансы. Ремонт по возможности шёл и продолжается: обновили манеж, подсобки, гримёрки, помещения для животных, крышу, заменили колонны и кресла для зрителей.

В прошлом году из-за пандемии представления с апреля прекратились, потому и февральский юбилей в этом году вышел скомканным. Однако наш цирк открыл двери для зрителей одним из первых в стране, когда стало ясно, что при определённых мерах безопасности здоровью зрителей ничего не угрожает...

озероПрокуратурагазетаремонтНовый годсудкафезданиебилетыкиноОТ и ДОпроектМосквастроительствосооруженияметроТОНовосибирскгородфильмывидлюдигородажизньюбилейцерковьлегендатеатрмероприятиясложностьзданиярабочиеместопервыйновый


85 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования