• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Неудачная карьера Мокоши: была богиней плодородия, стала повелительницей тьмы…

В 980 году князь киевский Владимир решил создать для всех подвластных ему земель некий Храм всех богов наподобие римского Пантеона. В него включили богов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и одну богиню - Мокошь. Её идол стоял в Киеве рядом с идолами прочих божеств мужеского пола. Её имя, по версии известного лингвиста М. Фасмера, происходит от слова "мокнуть", в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем.

Некоторые исследователи, впрочем, настаивают на другом написании и толковании имени богини: Макошь, от сокращения «мать», кош — судьба. Есть и ещё одна версия: богини… вовсе не существовало, ибо реальных письменных свидетельств её почитания того времени просто нет, есть только косвенные… А её появление на древнерусском небосклоне произошло из давнего желания создать альтернативную греческим богам славянскую компанию…

Как бы то ни было, по легенде Мокошь вроде как покровительствовала женщинам и всем женским занятиям, особливо прядению. Из дней недели ей была посвящена пятница. В этот день в деревнях не стирали и не пряли — из уважения к богине.

В общем, изначально культ Мокоши был связан с плодородием, продолжением рода – всё как положено единственной богине в мужской, пусть даже языческой, компании. Однако всё тот же вышеупомянутый Владимир Святославич в 988 году совершил революцию в умах: он лично принял христианство и повелел сделать его государственной религией на всей Руси. Пантеон был разрушен, и христианские священники в неукротимой и безжалостной борьбе с языческими символами уже представляли свергнутую богиню воплощением всего тёмного, телесного, низменного. Мокошь стала считаться повелительницей тьмы, нижней части мироздания…

В XVI веке священник задавал на исповеди каждой женщине такие вопросы: не творила ли она с бабами богомерзкие блуды, не молилась ли вилам и Мокоши? Вилы здесь потому упомянуты, что Мокошь часто изображали с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили на народных праздниках ещё двести лет назад. В старых рукописях почитание Мокоши приравнивалось к блудодейству. Память о сексуальности этой богини сохранилась в языке: в подмосковных говорах гулящих женщин называют мокосьями, в ярославских говорах словом «мокоша» называют привидение, а словами «мокош» или «мокуш» — нечистую силу.

После укрепления на Руси христианства функции языческой Мокоши возложили на святую Параскеву. Поскольку все запреты на женские работы, прежде связанные с Мокошью, приходились на пятницу, то эту святую в народе стали называть Параскевой Пятницей. Связь Мокоши с водой, влагой тоже была перенесена на Параскеву Пятницу и нашла отражение в некоторых поздних обрядах, например, в обычае бросать в колодец пряжу в качестве жертвы Пятнице. Напоминает о древних жертвах богине и обычай кормления Пятницы. В ночь с четверга на пятницу сельские хозяйки застилали стол чистой скатертью, ставили на неё хлеб–соль, немного каши в горшке, покрытом миской, клали ложку и ждали, что ночью Пятница придёт ужинать. Обычно не приходила…

Изображения Мокоши сохранились в узорах русских вышивок (часто между двух лосих) и в деревянной резьбе, украшающей избы. 

запретыкнязьПантеонночьпамятьТОсольхлебсловаверсияизображения


78 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования