• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Детские страхи взрослого человека

Чувство страха является  вполне типичным для человека, однако у каждого оно проявляется по-разному. Есть две основных реакции, которые характерны при возникновении реальной  опасности - бегство или нападение. Каждый из нас однажды делает выбор в пользу одного из этих вариантов, а выбор в свою очередь обосновывается событиями детства. Во всех без исключения живет меленький ребенок, который однажды впервые пережил сильнейшее из чувств - эмоцию страха - сыгравшее главную роль в сценарии жизни уже взрослого человека.

Вспоминая свое детство, вы наверняка вспомните о том, как страстно хотелось прыгать, скакать, шуметь и объедаться сладким, однако за всем этим скрывался страх наказания. В результате. Зато всегда готов поделиться с окружающими (особенно близкими людьми) чувством вины и страхом наказания, основательно засевшими в подсознании. Вот и получается, что детская  непосредственность с годами испаряется, а детские страхи растут. Наверняка, многие с сожалением вздохнут и ответят на это достаточно шаблонно: "Уж так устроена жизнь".  Однако позвольте задать встречный вопрос: а кто же эту жизнь так устроил?  Конечно,  с высоты лет можно обвинить во всем родителей, однако и мы зачастую пользуемся теме же схемами воспитания, к которым приучили в свое время и нас. В чем же они заключаются?

  1. Ребенок не имеет права на оценку себя, своего поведения. Исключительное право на оценку принадлежит родителям, бабушкам и дедушкам, учителям и остальным взрослым.
  2. В ребенке нужно постоянно поддерживать чувство вины за то, что оно совершил, совершает и даже может совершить, за то, что он заставляет беспокоиться о себе родителей, огорчает их своим поведением, ошибками, просчетами.
  3. Ребенок всегда должен помнить, что оно маленький, ничего не знает,  не умеет, ничему не хочет и не может научиться без помощи и наставлений родителей.

Эти три "золотых" правила -  постоянно давать оценку ребенку, поддерживать в нем сознание своей несостоятельности, напоминать о вине перед родителями, учителями, старшими авторитетами, позволяют обеспечить  практически стопроцентный контроль и вырастить управляемого и зависимого взрослого, подверженного чувству страха. Думается, многим легко поймать себя на том, что вольно или невольно они стали последователями подобных способов воспитания зажатого и переполненного комплексами человека.

Дети, кстати сказать, иногда очень чувствуют, как ими управляют и пытаются противостоять родителям, однако в ответ получают лишь усиленное давление, заставляющее водрузить на себя двойное чувство вины.

Вот так, по сложившемуся сценарию, многие из нас вырастают, получают профессию, работают, обзаводятся семьей и на протяжении всей жизни борются за чувство собственного достоинства и уважения к себе. Некоторые, к сожалению, приходят к взаимоисключающим выводам о том, что нельзя отстоять одно и сохранить при этом все блага.

Впрочем, учиться никогда не поздно, тем более, если речь идет об исправлении детских ошибок. Для начала необходимо вернуть себе утраченные права:

  • право сказать при необходимости "нет";
  • право на ошибку;
  • право чего-либо  не знать;
  • право не соответствовать  ожиданиям.

Наш страх появляется потому, что мы боимся оказаться неспособными, неумелыми, некомпетентными, маленькими, негодными, никчемными детьми.
На самом же деле это конфликт нас самих с нашим внутренним ребенком. В этом противостоянии, как правило, побеждает ребенок. Однако глубокое осознание своей проблемы означает открытие пути к внутренней свободе.  Главное - принять себя со всем багажом детских переживаний, которые мы не проявляли перед страхом наказания.

Татьяна Зайкова, психолог
 
     

проблемыочередьжизньправадетиТОвыборправиларебенокконфликтпсихологсознание


1569 просмотров

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования